4876

Укрощение закона

На вопросы наших читателей в ходе “прямой линии” ответил известный юрист Михаил КЛЕНЧИН (на снимке).

Ербол ХАСАНОВ, Алматы:
Собрался продавать машину и узнал, что на ней висят штрафы по видеофиксации годичной давности. Но я не получал никаких письменных уведомлений об этом. Могу ли я не платить эти штрафы по истечении срока давности?
- Для начала нужно разобраться, а был ли вообще штраф. Штраф - это один из видов взыскания. А письма, которые полицейские рассылают по почте, еще не являются фактом наложения административного взыскания. Это лишь уведомление о том, что автолюбителя и его машину зафиксировала камера. И через эти “письма счастья” водителю предлагают либо согласиться с нарушением и оплатить штраф, либо он должен потребовать возбуждения дела об административном правонарушении в общем порядке с составлением протокола, приложением доказательств, объяснительных и т. д.
Если водитель только через два месяца и более узнал о том, что камера зафиксировала его автомобиль, я предлагаю поступить следующим образом: обратиться с заявлением в полицию с просьбой возбудить дело об административном правонарушении. В таком случае полицейские обязаны составить протокол, возбудить дело, которое будет рассматриваться в общем порядке. После этого нужно написать еще одно заявление - об освобождении от ответственности в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. И полиция обязана будет освободить автовладельца от ответственности.

Акмарал, Караганда:
Карагандинский юрист Евгений ТАНКОВ известен своими неоднозначными поступками. То приглашал на процесс в суд кардинала Ришелье, то вызывал дух Фемиды. А недавно набросился на судью с мухобойкой, за что был арестован. Как вы считаете, стоит ли юристу прибегать к таким методам привлечения внимания?
- Я считаю, нет. Это некрасиво, неэтично и не способствует защите прав его доверителей. И результат всего этого эпатажа закономерен: он получил то, что заслужил. Если бы Танков состоял в коллегии адвокатов, то, уверен, в его отношении давно бы приняли меры за нарушение адвокатской этики. Ударить судью мухобойкой - это за рамками допустимого с точки зрения общественной морали и нравственности, не говоря уже о юридической корректности.

Алуа, Астана:
Новая статья 242-1 Уголовного кодекса предусматривает лишение свободы до 1 года за распространение ложной информации. Выходит, теперь можно сесть в тюрьму даже за рассказанный анекдот?
- Если закон толковать буквально, то любой анекдот теоретически может спровоцировать нарушение общественного порядка или причинение кому-то вреда. Например, когда анекдот рассказывают в присутствии людей на улице, он может задеть чьи-то чувства, и оскорбленный человек начнет крушить все и вся или избивать рассказчика. Для привлечения к ответственности достаточно: 1) чтобы рассказчик знал, что распространяемая информация была заведомо ложной, а в случае с анекдотом он не может этого не знать; 2) чтобы возникла угроза нарушения правопорядка. А возникла ли опасность на самом деле - дело темное. Это может определить только следователь. В общем, теоретически рассказчика могут привлечь к уголовной ответственности за анекдот.

Еркин, Алматы:
Не раз на гражданских процессах замечал, что присутствующие прокуроры не вникают в суть дела, занимаются посторонними делами, играют в игры на мобильном телефоне. Кажется, в таких случаях просто бездумно тратятся деньги налогоплательщиков. Зачем вообще нужны прокуроры на гражданских процессах?
- Теоретически они очень даже нужны, их участие очень разумно. Но фактически при той ситуации, которая сейчас сложилась, в их присутствии на суде мало толку. Я тоже на гражданских процессах регулярно вижу прокуроров, у которых на руках нет даже копии рассматриваемого дела. Они зачастую сидят за столом, вроде даже слушают, но не вникают в суть. В таком случае какое качественное заключение они могут выносить? Часто их высказывания сводятся к двум-трем предложениям, которые они даже не мотивируют. И эту ситуацию нужно исправлять. В идеале прокуроры должны способствовать более справедливому вынесению решений.
Хотя, конечно, далеко не по всем гражданским делам прокуроры не вникают в суть.

Аркен Мадьярович, Алматы:
Мне 60 лет, готовлюсь к выходу на пенсию. Организация, в которой я раньше работал, прекратила деятельность, и там утеряли мою трудовую книжку. Как ее восстановить, чтобы доказать отработанный стаж?
- Факт работы на предприятии имеет юридическое значение, поскольку вам будут начислять пенсию исходя из стажа. Поэтому вы имеете полное право обратиться в суд, предоставить доказательства работы на предприятии и в судебном порядке установить стаж работы. Когда суд установит эти факты, трудовая книжка уже не понадобится.

Сергей ИВАНОВ, Алматы:
Я просрочил выплаты по банковскому кредиту. За это банк отдал мой кредит сторонней фирме, сотрудники которой устроили мне психологическую атаку: звонят домой чуть ли не каждый час, постоянно поджидают меня и членов семьи у дома, требуя погасить кредит. Насколько законны такие действия?
- Согласно п. 2 ст. 339 Гражданского кодекса, для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника. Если, конечно, иное не предусмотрено договором. При задолженности по кредиту банк вправе применить к заемщику различные меры, а также может передать право требования другому лицу - например коллекторской компании. Это называется цессия. Особенности и порядок передачи права требования могут быть установлены непосредственно в самом договоре займа. Поэтому следует всегда внимательно читать документы перед их подписанием во избежание недоразумений и проблем в будущем.
Заемщик должен осознавать, что кредитор имеет право любым, но законным способом требовать вернуть долг.

Еркебулан, Алматы:
Недавно в новостях прошла информация о том, что полицейским разрешили штрафовать водителей в неслужебное время. Выходит, теперь за любым кустом в любое время совершенно официально может сидеть гаишник?
- В конце апреля на брифинге в Астане начальник комитета административной полиции МВД Канат САДВАКАСОВ сказал: полицейский обязан пресекать правонарушение независимо от того, находится он в форме или нет, на службе он или на отдыхе. Однако одна из журналисток написала, что полицейским разрешили штрафовать водителей в нерабочее время и без формы. Эту “новость” растиражировали. Хотя Садвакасов этого не говорил, а журналистка по-своему интерпретировала информацию. Ничего нового в законодательстве по этому поводу в последнее время не менялось. Полицейские, как и раньше, могут пресекать правонарушение в любое время. Более того - обязаны это делать!

Сергей, Алматы:
В Алматы частники устанавливают новые парковки в местах общественного пользования, на обочинах. Стоимость услуги очень высока - 100 тенге в час. Почему я должен платить чужому дяде за парковку в том месте, которое обустраивалось за счет налогоплательщиков? Имею ли я право не платить? Или я тем самым нарушу закон?
- Во-первых, Земельный кодекс предусматривает: обустройство платных стоянок вдоль обочин дорог не допускается нигде, кроме городов Астана и Алматы. Во-вторых, Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает административную ответственность за неоплату парковки. Но! Более уместно говорить о нарушении условий договора, а не закона. Платная парковка - это услуга, предоставляемая авто-владельцам. Поэтому, воспользовавшись такой услугой, возникает обязанность ее оплатить - в размере и на условиях, предусмотренных договором. А вот условия пользования услугой, размер и порядок оплаты должны быть доведены до сведения автовладельцев.

Канат, Атырау:
Прокурор приглашает меня на беседу с ним, но повестку мне не вручили, не принесли. Имею ли я в таком случае право отказаться от визита в прокуратуру?
- Можете не ходить. У граждан нет обязанности давать объяснения до возбуждения уголовного дела. А повестка может быть выдана только в рамках возбужденного уголовного дела. У меня был случай, когда сотрудник финансовой полиции выдал мне повестку вне рамок возбужденного дела. Я пожаловался в финпол, и этого оперуполномоченного привлекли к ответственности. Допрос, кстати, тоже проводится только в рамках возбужденного уголовного дела. До возбуждения можно провести только два следственных действия - назначить экспертизу или произвести выемку документов.
Но если гражданин в качестве акта доброй воли согласен прийти побеседовать, это не возбраняется. Я даже рекомендую людям это делать, если нет никаких принципиальных причин не ходить. Надо помогать органам следствия.

Татьяна ЛИСКЕВИЧ, Алматы:
Наш частный дом в поселке Тулпар попадает под снос. У дома большая квадратура, имеется хороший участок. Компания “Алматыжер” готова выплатить компенсацию в размере 11 млн. тенге, но после девальвации это всего 59 тысяч долларов. На эти деньги ни мы с супругом, ни наши две дочери с мужьями не сможем купить приличное жилье. Как заставить государство платить адекватную цену?
- Если в вашем договоре купли-продажи указана стоимость участка, то в соответствии с Законом “О государственном имуществе” в “Алматыжер” должны отталкиваться от этой цены. В случае если цена не указана, стоимость участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости. А она, как показывает практика, зачастую значительно ниже рыночной.
Цена за земельный участок может быть не указана в различных случаях, таких как дарение, наследование, обмен, получение в собственность по решению суда и т.д. Поэтому распространены ситуации, когда собственник совершает несколько сделок с таким земельным участком - например, “дарит” родственнику, а затем покупает его обратно, заключая договор купли-продажи, в котором цена обязательно указывается.
Если этого не было, нужно обращаться в суд и указывать на то, что возмещение по кадастровой стоимости не отражает рыночную. Но, к сожалению, в таких случаях граждане сами идут в суды, не привлекая юристов. Зачастую они проигрывают и своими безграмотными действиями в судах создают прецедент, формируют судебную практику не в пользу других. Это то же самое, как делать хирургическую операцию самому себе.

На “прямой линии” дежурил Виктор БУРДИН, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее