3894

Рак не дремлет

На вопросы читателей ответил доктор медицинских наук, директор Казахского НИИ онкологии и радиологии, главный внештатный онколог Министерства здравоохранения страны Куаныш НУРГАЗИЕВ (на снимке)

Аркадий, Алматы:
Я слышал, что в Европе сейчас применяются новые средства химиотерапии, которые более легко переносятся пациентом. Когда они появятся в Казахстане?
- Лечение онкологических больных в нашей стране проводят на основании протоколов, которые соответствуют всем международным нормам. Мы пользуемся теми же самыми препаратами, которые в своей практике применяют наши зарубежные коллеги, и европейские в том числе. Что же касается новых средств лечения, всевозможные экспериментальные разработки появляются довольно часто, но они не применяются повсеместно, а только в рамках конкретных исследований.
Вообще препараты для лечения онкобольных очень дорогие, ими наших пациентов полностью обеспечивает государство. Например, один из препаратов, который применяется при раке молочной железы, стоит 4,5 тысячи долларов, вводить его надо с интервалом в двадцать один день. Лечение больной раком молочной железы первой стадии обходится государству в 120 тысяч тенге, четвертой - в 27 миллионов. Поэтому мы постоянно ставим вопрос о солидарной ответственности наших граждан о своем здоровье - они должны проходить скрининги и различные профосмот­ры.
У меня помимо рака сердечная недостаточность. Что легче переносит человек с таким заболеванием: фторафур в капсулах или другие виды лечения?
- Это очень специфический вопрос, я не могу ответить на него дистанционно, не видя пациента. Обратитесь к врачу, приходите на прием в наш институт, только после медобследования можно будет сказать, какое именно лечение нужно применить.


Ирина ЗАТЕЕВА, Алматы:
Мои дети большую часть свободного времени играют в компьютерные игры - сидят за монитором или с планшетником в руках. Как ни стараюсь увлечь их чем-то другим - не получается. Я слышала, что гаджеты могут серьезно навредить здоровью, их чрезмерное использование приводит к образованию раковых клеток. Правда ли это?
- Все, что чрезмерно, не может быть полезным, и это касается почти всех сфер нашей жизни: пере­едание, большие физические нагрузки, нервное истощение. И, конечно, увлеченность гаджетами. Понятно, что вы не сможете полностью оградить своих детей от их влияния, это веяние современной жизни. Но буду откровенным: прямых доказательств того, что мобильные телефоны или компьютеры приводят к образованию раковых клеток, нет.
Я подробно занимался изучением причин возникновения рака еще в конце 80-х годов. И мне встречались работы, в которых на полном серьезе обсуждалось, сколько чашечек кофе, выпитых в день, может вызвать рак. На сегодняшний день ученые называют более двух с половиной тысяч факторов, которые могут стать причиной возникновения онкологических заболеваний. И угадать здесь крайне сложно.


Игорь БОРТНИКОВ, Астана,вопрос пришел на электронную почту:
В Казахстане принята программа развития онкологической службы на 2012-2016 годы. В рамках ее реализации в Астане собираются построить центр онкологии. Это, конечно, хорошо. Но можем ли мы реально конкурировать с европейскими или американскими онкологическими службами, которые обскакали нас на десятки лет вперед? Проводятся ли в Казахстане исследования, касающиеся выяснения причин возникновения рака и способов его лечения?
- Программа развития онкологической службы возникла не случайно: раковые заболевания занимают второе место среди причин смерт­ности в Казахстане. Опережают их только сердечно-сосудистые патологии.
На реализацию данной программы предусмотрено 211 миллиардов тенге, из них около 65 миллиардов будет потрачено на строительство в столице Национального научного онкологического центра.
Одно из направлений этой программы - доступность населению высокотехнологичных методов лечения. В ближайшее время в нашей стране будет создано пять центров радиационной онкологии, которые будут работать по принципу университетских городов. Появятся они в Актобе, Астане, Семее, Караганде и Алматы.
Надеюсь, что к концу этого года Казахстан закупит высокотехнологичную аппаратуру, которая позволит нам внедрить новые, современные методы лечения. Тогда мы сможем делать операции, применяя самые передовые технологии.
Что же касается второй части вопроса, то исследования идут не прекращаясь, потому что эта проблема будоражит весь мир. В том числе и в Казахстане. Но, по моему мнению, невозможно создать универсальное лекарство от рака. Болезнь возникает вследствие множества причин, и лечение может быть только индивидуальным, к каждому пациенту нужен свой, особенный, подход.


Раиса, Алматы:
Делают ли в Казахстане профилактические операции, предупреждающие рак, подобные той, которую перенесла актриса Анжелина Джоли?
- Да, у нас делают такие операции. Сначала проводят молекулярно-генетический анализ, в ходе которого определяются риски возникновения рака молочной железы. А потом, если он выявляется, удаляют грудь. На такую операцию, как правило, решаются женщины после сорока. В этом возрасте молочные железы выполняют лишь эстетическую функцию, и чтобы не рисковать, наши пациентки удаляют их и ставят протезы. С профилактической точки зрения это абсолютно правильное решение.


Айман МУСЛИМ, Алматы:
Моя дочь учится в третьем классе. Недавно всем девочкам ее возраста предложили сделать вакцину против вируса папилломы человека. Никто в нашем классе не разрешил прививать своего ребенка - люди боятся осложнений, вокруг этой прививки постоянно возникают скандалы. Что же нам все-таки делать: вакцинировать детей или нет? И чем все-таки закончилась история с двумя девочками из Екибастуза, которые из-за осложнения после этой прививки попали в больницу?
- Когда мы стали внедрять вакцинацию девочек-подростков, некоторые депутаты, которые не имеют никакого отношения к здравоохранению, стали высказывать дилетантские суждения по поводу обоснованности ее применения. Должен отметить: эта вакцина рекомендована Всемирной организацией здравоохранения и всеми международными профильными научными сообществами, она применяется в 22 странах Европы, в Северной Америке и еще во множестве развитых государств. Что говорит по этому поводу мировой опыт? Через 10 лет после проведения этой вакцинации заболеваемость раком шейки матки снижается на 30 процентов, через 20 лет - на 70. А слухи и разговоры вокруг ее применения возникают из-за невежества.
Что касается случая в Екибастузе, там причиной инцидента стал психологический фактор: девочки испугались, им дали успокоительные препараты, они стали вялыми. А из этого раздули проблему. Конечно, мы не можем никого заставлять, каждый родитель сам принимает решение, вакцинировать своего ребенка или нет. Это его ответственность и право выбора.


Вопросы газеты “Время”:
Какие раковые заболевания в Казахстане являются наи­более распространенными? Какие в этом плане наблюдаются тенденции? В каких регионах регистрируется больше всего онкологических больных, а в каких, напротив, меньше? Сколько человек на сегодняшний день больны раком в Казахстане? Выросла ли эта цифра за последнее время?
- Самое распространенное онкологическое заболевание - рак молочной железы, после него идет рак легкого и желудка. В 2012 году в Казахстане было выявлено
32 005 онкологических пациентов, в 2013-м их стало чуть больше - 32 675. Ежегодно эта цифра возрастает на пятьсот-тысячу человек. Количество онкологических больных постепенно растет, и это, увы, общемировая тенденция.
Что же касается смертности, то она, напротив, снижается. В онкологии применяется такой показатель, как пятилетняя выживаемость: он учитывает больных, которые после проведенного лечения живут от пяти и более лет. В Казахстане этот показатель составляет 51,8 процента.
На диспансерном учете в республике в прошлом году состояло почти 145 тысяч человек.
Что же касается региональной составляющей, то самые высокие показатели заболеваемости и смертности от рака регистрируются в Северном и Восточном Казахстане, Павлодаре, Караганде и Костанае. Самые низкие - в Южно-Казахстанской области. Ежегодно этим недугом заболевает примерно 330-350 детей, вылечивается примерно 85 процентов из них.


На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

А тем временем

Да ты больной!


В Усть-Каменогорске медики всерьез обеспокоены тем, что на улицах города могут разгуливать сотни больных туберкулезом, которых стражи правопорядка попросту не хотят искать!
Врачи поясняют: зачастую больные заразными заболеваниями ведут маргинальный образ жизни. А потому попросту сбегают из больниц и преспокойно разгуливают по улицам города, подвергая опасности других граждан.
- Это напрямую связано с тем, что у многих есть сопутствующие диагнозы - алкоголизм, наркомания, - говорит главный врач Восточно-Казахстанского противотуберкулезного диспансера Аскар ЗЕТОВ. - Также немалая часть пациентов поступает к нам после освобождения из мест заключения. Мы обращаемся за помощью в органы внутренних дел, но взаимодействие с ними идет не на должном уровне. Допустим, в 2013 году мы более ста писем отправили в ДВД по розыску больных, указывали их фамилии и адреса. К сожалению, только по 20 процентам из них мы получили результат. Полицейские говорят, что из-за занятости не могут оперативно реагировать на наши сообщения.
Медики вынуждены были обратиться за помощью к акиму Усть-Каменогорска Темирбеку КАСЫМЖАНОВУ. Градоначальник пообещал урезонить стражей правопорядка, дабы те бдительнее относились к поиску недужных горожан.


Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть