Евгения КОЗЫРЕВА: Не душите женщину!
На вопросы наших читателей на “прямой линии” ответила президент Феминистской лиги Казахстана Евгения КОЗЫРЕВА (на снимке).
Антонина СМАГИНА, Алматы:
Если и повышать пенсионный возраст, то явно не для женщин 1956 года рождения, - как вы считаете? На нашей будущей пенсии это вообще никак не отразится, ведь стаж все равно считается только до 1998 года. А накопления за дополнительные полгода никакой роли не сыграют в начислении пенсии. На мое рабочее место претендует мамочка с двумя малолетними детьми. Лучше бы она получила его на полгода раньше, а я с удовольствием ей его уступлю.
- Ситуация с повышением пенсионного возраста для женщин обескураживает: куда торопятся чиновники, в спешке принимая решение, которое коснется каждого гражданина, лично мне непонятно.
По оценкам экспертов, в Казахстане 8,5 млн. женщин, что составляет 51,3 процента населения. В том числе работающих женщин - 3 млн. Традиционно больше всего женщин трудится в области образования, здравоохранения и юриспруденции. 80 процентов врачей, 90 процентов младшего медперсонала, 75 процентов педагогов, 75 процентов персонала в сфере кредитования и государственного страхования, 66 процентов работников в области культуры - женщины.
И среди пенсионеров подавляющее большинство - 70 процентов - женщины. Однако средние размеры пенсионных накоплений у женщин, как показывает анализ, ниже на 25 процентов, чем у мужчин. Столь существенное отставание связано не только с тем, что дамы раньше выходят на пенсию и у них на время декретных отпусков приостанавливаются отчисления в пенсионные фонды. Существует и другая проблема - гендерные различия в оплате труда. За последние пять лет размер среднемесячной заработной платы женщин составлял не более 68 процентов от среднемесячной заработной платы мужчин, даже если они выполняют одинаковые обязанности.
При этом, как говорит министр труда и социальной защиты населения страны Серик АБДЕНОВ, 65 процентов работающих женщин получают зарплату не более 200 долларов в эквиваленте.
Пенсионная реформа в нашей стране началась в 1997 году, когда женщины уходили на пенсию в 55 лет, а мужчины - в 60. Уже в 2001 году пенсионный возраст был установлен на уровне 58 и 63 лет соответственно. Предполагалось, что по мере развития экономики страны будут неукоснительно соблюдаться трудовые права граждан, будет совершенствоваться система детских дошкольных учреждений, что освободит бабушек для продуктивного труда, а медицинское обслуживание достигнет таких высот, что в 60 лет казахстанцы не будут помнить о возрасте. И так далее. Что из вышеперечисленного достигнуто?
Так будет ли стране польза от механического увеличения пенсионного возраста для женщин, если они уже и в 40 лет малопривлекательны для работодателя?
Вопрос редакции газеты “Время”:
Казахстан ратифицировал десятки обязательных к исполнению международных нормативных документов, в том числе в области защиты прав женщин. Какие санкции грозят нашей стране за невыполнение обязательств?
- ООН не является мировым правительством и не устанавливает законы. Она предоставляет возможности для урегулирования международных конфликтов и выработки стратегий по вопросам, которые касаются каждого из нас. Есть длинный перечень международных документов, подписанных Казахстаном, но, к сожалению, практически все они имеют рекомендательный характер. И, как следствие, никаких санкций невыполнение рекомендаций не несет.
Более того, международные документы, имеющие превосходство над национальным законодательством, практически не используются в правоохранительной и судебной системах нашей страны, как будто мы их подписывали для галочки и самоудовлетворения.
Отчет по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Казахстан должен был защищать еще в 2011 году. Но его перенесли сначала на 2012 год, а теперь и вовсе на 2014-й. Хотя это и неплохо даже. Считается, что наша страна сделала много позитивных шагов в деле гендерного равенства, но последние непопулярные решения, принятые правительством, дают нам основания внести изменения в несостоявшийся отчет 2011 года.
Чтобы Казахстан хоть как-то приблизился к идеальному исполнению международных обязательств, нужно законы о равенстве прав и возможностей для женщин и мужчин, а также закон о противодействии бытовому насилию сделать действенными, а не декларативными. Кроме того, прежде чем повышать пенсионный возраст для женщин, государство, на мой взгляд, должно законодательно квотировать рабочие места для лиц старшего возраста. В законодательство нужно ввести определения “сексуального домогательства” и “дискриминации”, чтобы эти явления официально признавались как нарушение прав человека.
Лейла КУАНЫШБАЕВА, Астана:
На прошлой неделе “Казпотребнадзор” заявил, что в Казахстане почти 10 миллионов долларов ежегодно казахстанцы платят в детские сады в виде взяток. А за месяц до этого руководство Минобразования и науки заверяло, что ситуация с садами улучшилась по сравнению с предыдущими годами. Кому верить?
- В каждой области страны свои проблемы, связанные с детскими дошкольными учреждениями. В крупных городах это по-прежнему нехватка мест, вынуждающая молодых родителей прерывать свой трудовой стаж и сидеть дома.
Еще в 2010 году по рекомендации Всемирного банка в Казахстане была проведена оптимизация дошкольных учреждений. Цифры тогда шокировали: по сравнению с началом 90-х годов количество детских садов сократилось на 83 процента! За два с лишним года, что идет кропотливая работа по восстановлению прежних показателей, ситуацию удалось исправить лишь на 10 процентов. А это значит, что большинство малышей по-прежнему вынуждено дошкольное время просиживать дома, даже если у их родителей есть средства на взятку.
Если в советское время единственной альтернативой нехватки детских садов были бабушки, рано вышедшие на пенсию, то сегодня это становится совершенно недоступным для большинства семей “дошкольным учреждением”. Как только бабушки станут выходить на пенсию в 63, распределение трудовых ресурсов и общая демографическая и социально-экономическая ситуация в стране ухудшится в разы. Казахстан получит целое поколение женщин, потерявших за время декретных отпусков квалификацию и всякую способность зарабатывать.
Hakim, вопрос с сайта газеты “Время”:
Не считаете ли вы, что увеличение пенсионного возраста женщин - это стимул для хорошей и плодотворной работы, залог инвестиций в достойную пенсию в будущем?
- У вас точка зрения тех, кто без учета общественного мнения пошел на принятие столь непопулярного решения. Если верить министру Абденову, что 65 процентов женщин Казахстана зарабатывают меньше 200 долларов в месяц, - а я не склонна не доверять чиновникам такого ранга, - то, по моим скромным подсчетам, у таких женщин к 63 годам при трудовом стаже в 40 лет накопления составят девять с половиной тысяч долларов. При самой скромной жизни на пенсии на эту “астрономическую сумму” женщина протянет только четыре года.
Категория женщин, о которых вы говорите, должна зарабатывать столько же, сколько и глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО. Тогда и накопить получится, и обзавестись жильем для своих детей. Но таких казахстанок - единицы.
Ришат ТОХТАРОВ, юрист, Алматинская область:
Мне по роду деятельности часто приходится сталкиваться с явной дискриминацией женщин в вопросах защиты от бытового насилия и при бракоразводных процессах. Почему Фемида стала чаще вставать на сторону мужчин?
- Потому что современным миром в рыночной экономике правят деньги. Мужчина, даже если он семейный дебошир и скрытый алкоголик, все равно априори считается кормильцем. А это значит, что его возможности нужно защищать. Мы сами не заметили, как моральные ценности уступили материальным. Уже четыре года Феминистская лига следит за банальным делом о бытовом насилии, в котором пострадала молодая женщина. Несмотря на наличие всех подтверждающих факт насилия документов, и полиция, и прокуратура почему-то на стороне мужчины. В этом деле сменилось семь судей, но ни для одного из них наличие справок и экспертиз доказательством рукоприкладства со стороны мужчины не является. Всем нужны свидетельские показания или видеозаписи. Покажите мне такую семью, внутри которой насилие снимается на видео или же происходит при большом скоплении людей?!
Женщина в Казахстане перестала быть объектом повышенной заботы, уважения и защиты. Нас душат со всех сторон, как будто где-то в закромах родины спрятаны те, кто нас заменит. Но, как говорится в известном изречении: “Что нас не убивает, делает нас сильнее”.
Александра АЛЁХОВА, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы