Коммунальная прорва
На реализацию программы по развитию электроэнергетики заложено 952,7 млрд. тенге: 290 млрд. из госбюджета, остальные - за счет повышения тарифов
На вопросы наших читателей на “прямой линии” ответил известный экономист, член президиума общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Петр СВОИК (на снимке).
Andy_Popov (вопрос с сайта time.kz)
Что происходит с нашей экономикой, особенно с тарифами? Вы писали, что у правительства закончились деньги (см. “У нашего правительства денег нет, но оно боится признаться в этом даже самому себе”, “Время от 2.3.2013 г.). Но как это случилось? Неужели нет иного выхода, как экономить на пенсионерах и беременных?
- Всё в нашей экономике работает вполне автоматически, опираясь на два не подвергаемых сомнению “либеральных” постулата.
Первый - это невмешательство государства в свободно складывающийся внешний платежный баланс страны. А он традиционно складывается с долларовым избытком. То есть при всех громадных завозах в Казахстан всего, что мы сами не производим, сырья вывозится все равно больше. Плюс при всем громадном вывозе доходов на иностранные инвестиции и крупных процентах, выплачиваемых по растущему внешнему долгу, новых иностранных инвестиций и займов завозится все равно больше.
Второй - это полная конвертируемость национальной валюты. Что означает не наличие обменников на всех углах, а право валюты внешних расчетов свободно входить и выходить из страны, свободно обмениваясь на местную валюту по рыночному курсу, без даже символической пошлины, без учета и регистрации.
В результате наш Национальный банк - если кто думает, что он только тем и озабочен, что пенсионным возрастом женщин или ценами на фрукты-овощи, - на самом деле по уши втянут в единственно содержательное занятие: быть замыкающим игроком на валютном рынке, собирая долларовые излишки в свои золотовалютные резервы (ЗВР). Плюс в созданный для той же цели Национальный фонд тоже собирают избытки платежного баланса, не допуская переполнения внутренней экономики. Причем “живая” валюта в ЗВР и Нацфонде не хранится, она возвращается развитым странам для стимулирования новых сырьевых закупок, новой порции иностранных инвестиций и займов в обмен на долговые обязательства этих самых развитых стран.
И вот, собирая у себя все новые и новые миллиарды долларов (сейчас их за 80), наши “макроэкономисты” не по-детски гордятся-радуются: и какие они сами продвинутые, и как рачительно устроена казахстанская экономика…
Экономика же тем временем уже задыхается - с собственной кредитной петлей на шее. Ведь каков макроэкономический смысл банковского кредита под, например, 15 процентов (при том, что родной Национальный банк исходным кредитованием не занимается вовсе)? А в том, что примерно 5 процентов достаются банку, выдавшему такой кредит в Казахстане, а остальные десять процентов уходят за границу. И вот этот как минимум 10-процентный внешний налог на любую денежку в Казахстане, на всю национальную экономику, а через нее и на все население, включая и не попавших в кредитную кабалу, объективно непосилен. Такого, извините, “отсоса” долго не могла бы выдержать и экономика, куда более производительная, чем наша.
Мировой кризис 2007 года в содружестве с г-ном АБЛЯЗОВЫМ лишь проявил этот процесс: дефолт БТА Банка оборвал внешние коммерческие заимствования, правительству пришлось брать на бюджет и “институты развития” суррогатное кредитование, на чем оно и стало надрываться.
Виталий ПОРОХОВЩИКОВ, Алматы
Почему монополисты поднимают коммунальные тарифы, которые оплачивает население, а инженерные сети все равно ремонтируют за счет бюджета? То есть мы, граждане страны, выходит, платим дважды.
- Отвечая на этот вопрос, я продолжу мысль из ответа на первый. После нагрянувшего кризиса как на грех подоспел и букет проблем в энергетике и ЖКХ: мощности кончились, за горло взяла необходимость одновременно и старое ремонтировать, и новое строить. Тогда же, в 2008-2009 годах, созрел и “план спасения”, который нынешнее правительство лишь унаследовало: превратить в невольных “инвесторов” задыхающихся производств еще и... население.
В принятой программе модернизации ЖКХ до 2020 года был заложен такой расклад: всего в коммуналку надо вложить 1,099 трлн. тенге, при этом ровно половину - 551 млрд. - из бюджета, а на остальное - через тарифы (и это помимо электрических сетей!) должны скинуться потребители.
И тогда же, в 2009 году, правительство утвердило тарифы на кВтчас - сразу до 2015 года, с заранее утвержденным ежегодным ростом, примерно в два раза обгоняющим “священную корову” правительственной политики - допустимую инфляцию.
Кстати, в другую программу - развития электроэнергетики на 2010-2014 годы - заложены существенно большие затраты: уже к концу следующего года предстоит освоить почти триллион - 952,7 млрд. тенге, но на долю бюджета из них отведено лишь 290 млрд., на остальное, через тарифы, приходится раскошеливаться населению.
Этой “стратегии” уже пятый год. Имеются и ее “результаты”. Вот Агентство по регулированию естественных монополий официально сообщает, что с 2009 года заложенная в тариф инвестиционная добавка составила 507,3 млрд. тенге - то есть уже заставили потребителей выложить всю сумму, предусмотренную до 2020 года! При современных строительных расценках на такие деньги можно возвести с нуля электросетевые, отопительные, водопроводные и газораспределительные мощности двух-трех городов областного масштаба! Однако пока ни один из казахстанских городов не отчитался о приведении в порядок своих коммунальных предприятий и сетей. Наоборот, заявления о нехватке и крайнем износе мощностей только множатся.
Отчет по электроэнергетике не менее впечатляющий: в 2009-2012 годах инвестировано 514,5 млрд. тенге ($3,45 млрд.), результат - прирост мощности на 1250 МВт, или по 2740 долларов за 1 кВт. Прошу заметить: современная стоимость вводимого с нуля киловатта мощности - порядка 1500-2000 долларов максимум, а “новые” 1250 МВт - это восстановление аварийного восьмого блока на Экибастузской ГРЭС-1 и еще нескольких остановившихся еще в 90-е годы из-за старости или аварий турбин на ГРЭС и ТЭЦ. Дороговато получается! А если еще учесть, что на такие восстановления были свои целевые займы, которыми обременили тарифы, - это вообще скандал!..
А разве не скандально, что население и экономика, превращенные государственной тарифной политикой в “инвесторов”, ничего за такие свои инвестиции не имеют? Зато эти деньги идут на пополнение фондов и активов хозяев энергетических и коммунальных монополий, вполне-таки законно извлекающих из этого свои дивиденды.
Так что, дорогие (не в денежном, конечно, смысле) женщины и пенсионеры: мы с вами где-то даже должны понять наше бьющееся из последних сил правительство. Дальше перенапрягать экономику и население растущим тарифным “налогом” уже чревато, да и бесполезно. Ведь и энергетика, и коммуналка - это “черная дыра”, государственный контроль за ней декоративен, куда и на что расходятся средства потребителей, можно только догадываться. Вот и приходится экономить на том, что осталось, - на пенсиях и декретных пособиях.
Ведь основное “объяснение” необходимости повышения пенсионного возраста женщин - чтобы, дескать, успели накопить побольше к старости - попросту детский лепет. Сейчас на 8,422 млн. пенсионных счетов находится 3,183 трлн. тенге, или по 378 тыс. тенге на каждого накопителя. Если хотя бы тысяч по 40 в месяц, то это аж на девять с половиной месяцев “обеспеченной старости”! И что могут добавить к такой сумме еще год или три-пять лет трудового стажа женщин?
Зато, если зайти с другой стороны, сколько удастся государству “отжать” на экономии выплат по солидарной пенсионной системе - ведь каждый год отсроченной женской старости экономит неплохую денежку: 30-50 миллиардов тенге Фонд социального страхования с себя снимает…
К слову: суверенитет и рыночные реформы 20 лет назад мы встречали с 2,8 млн. пенсионеров. Сейчас, при той же численности населения страны, их у нас на миллион меньше. Такие вот “резервы экономии”…
Ж. ИЛЬЯСОВ (вопрос прислан по электронной почте)
Предлагаю вложить длинные деньги пенсионных фондов в городской транспорт, тепло-, электро-, водоснабжение, уборку городов, авиа- и ж/д-перевозки, т.е. в те отрасли, банкротство которых государство не допустит. При необходимости государство поддержит их субсидиями, таким образом обеспечивая прибыльность этих отраслей. И лишний контроль со стороны пенсионных фондов в этих отраслях не помешает. А если население будет переплачивать (за оказанные коммунальные услуги), то будет знать, что поддерживает пенсионные фонды.
- Конечно, пенсионные деньги надо вкладывать в те же многострадальные энергетику и ЖКХ, железнодорожный транспорт - ту базовую национальную инфраструктуру, которая работает на всю экономику и население и никогда не обанкротится. В конце концов, если именно через разумно регулируемые государством тарифы страна будет чуть-чуть доплачивать своим пенсионерам - это и экономический, и социальный оптимум. Но для этого, разумеется, необходима реальная прозрачность тарифного процесса с включением в него и полноправной третьей стороны - потребителя.
От накопительной же системы надо, выкинув спекулянтскую начинку, взять самое главное ее достоинство - индивидуальные счета граждан. Причем их надо сделать не пенсионными, а страховыми на все случаи жизни - печальные и радостные. К примеру, родился ребенок - на него сразу открывается счет, и государство зачисляет на него 1 млн. тенге - пусть копится денежка на свадьбу, строительство дома, а там, глядишь, и на пенсию! А любое добровольное пополнение счета должно сопровождаться стимулирующим бонусом, хорошо бы из расчета один к одному, но если хотя бы половину или даже четверть добавлять от государства - счетами обзаведутся все, даже самые “самозанятые”.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы