8347

Биржан ОСПАНОВ: Нельзя марать доброе имя “скорой”

Используют ли доктора “скорой” новейшие препараты, появляющиеся на фармацевтическом рынке? Пропускают ли “неотложку” алматинские водители? Будут ли вооружать врачей “скорой помощи”? На эти и другие вопросы на “прямой линии” с читателями отвечает и. о. главного врача станции скорой медицинской помощи Алматы Биржан ОСПАНОВ (на снимке).

Валентина ПЕТРОВСКАЯ, Алматы:
Я старый, одинокий человек и иногда вызываю врачей для того, чтобы они поставили мне укол или измерили давление. Но доктора не всегда адекватно реагируют на подобные просьбы, говорят, что у них и так хватает работы. Может ли диспетчер отказаться принять такой вызов?
- Нет, не может. “Скорая помощь”  обязана реагировать на любой вызов, и наши врачи очень часто выезжают именно к таким пациентам. Жалоба может быть любой: головная боль, повышенное давление - это неважно.  Но дело в том, что таких больных могут обслуживать врачи поликлиники, это они  должны прийти к больному и сделать укол. Только “скорая” приедет почти сразу, а  участковый дойдет до пациента в лучшем случае через несколько часов. Все об этом знают, поэтому звонят на “103”.  Для нас это огромная проблема. И мы решили создать в каждой поликлинике бригаду экстренного реагирования.   Это водитель и дежурный участковый врач, который получает вызовы по телефону и весь день передвигается от пациента к пациенту. Они уже работают. Конечно, их все равно не хватает, но все же таким образом мы хотя бы немного разгрузили работу “скорой”.

Вопрос газеты “Время”:
Почему о смерти человека почти сразу узнают сотрудники многочисленных ритуальных агентств, работающих в Алматы? Они приезжают к дому усопшего раньше, чем его родственники. Уже давно говорят о том, что эту информацию похоронным бюро за определенное вознаграждение передают врачи “скорой”. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Я приведу пример из своей жизни. Недавно у меня умер зять, он сильно болел, лежал дома. Все произошло ночью, в этот момент я был рядом.  Первый, кто позвонил в нашу дверь утром, был сотрудник ритуального агентства. Как? “Скорой” у нас не было, мы вызывали только полицию. Честно, я не знаю, откуда происходит утечка информации. Не исключаю, что среди врачей, выезжающих на вызовы,  есть недобросовестные люди, которые связаны с такими службами. Но  пока я их за руку не ловил, поэтому и обвинять никого не имею права. Могу заявить:  на официальном уровне у “скорой помощи” нет контактов с ритуальными агентствами. Недавно я разговаривал по этому поводу со своими экономистами и сказал им: исключить любые  контакты с похоронными бюро. Никаких договоров - это неэтично и нечестно по отношению к людям. Нельзя марать доброе имя “скорой”.  

Доктор Лектер, вопрос задан на сайте газеты “Время”:
Это правда, что совсем недавно фельдшера с шестой подстанции избили на вызове? А в прошлом году больной покусал доктора?
- Специфика “скорой” в том, что врач выезжает на любой вызов, при этом примерно в 25 процентах случаев мы знаем, что едем или к наркоману, или к алкоголику. Да, действительно, совсем недавно избили нашего врача - молодую женщину, которая к тому же беременна. Позвонили с мобильного и вызвали машину прямо на улицу, где была драка. Туда едут врач и водитель. На месте оказывают первую помощь, везут  в “скорой”  троих  мужчин. Уже на подъезде к больнице  пациенты начинают буянить: пытаются выломать  дверь машины, сломать аппаратуру. В результате они избивают врача, водителя и убегают. Незадолго до этого двое парней напали на нашего фельдшера-мужчину. Мы знали их точный адрес и обратились в полицию. А те, в свою очередь, написали встречный иск: мол, врач сам их избил. Действительно, бывают случаи, когда пациенты кусают врачей, и, к сожалению, они нередки. Один пенсионер вызывает “скорую” раз по десять за месяц.  Врачи приезжают, заходят в квартиру, а тот закрывает дверь и не выпускает их наружу: начинает оскорблять, угрожает. Проходит какое-то время, и он опять звонит, и нам приходится к нему ехать.  Я уже обратился в органы и попросил, чтобы с ним разобрались, потому что не могу каждый раз подвергать своих сотрудников риску.

В некоторых регионах России у врачей “скорой” есть электрошокеры или газовые баллончики. Может, и наших вооружить?  
- Я слышал об этом, но считаю, что электрошокеры и баллончики - это слишком.  Мы надеемся, что совсем скоро у всех наших док­торов появятся карманные видеорегистраторы. Они недорого стоят, крепятся на одежду, не мешают в работе. А ведь люди, зная, что их снимают, ведут себя совершенно по-другому.   Думаю, регистраторы помогут нам решить проблему безопасности врачей.   

Вопрос газеты “Время”:
Используют ли доктора “скорой”  новейшие препараты, появляющиеся на фармацевтическом рынке, или в их чемоданчике по-прежнему зеленка и бинты?
- У каждого врача есть определенный набор препаратов: да, там и зеленка, и бинты, но кроме них - современные лекарства. Например, тромболитик, одна ампула которого стоит 148 тысяч тенге. Этот препарат может спасти пациента-сердечника. Во всех  машинах новая техника, недавно мы купили портативные электрокардиографы с планшетом. Данные о состоянии пациента сразу же передаются в специализированные клиники, и наших врачей в случае необходимости тут же могут проконсультировать кардиологи. У каждого доктора есть портативный коммуникатор, в котором заложены алгоритмы действий в тех или иных случаях, лекарственные средства, которые  нужно дать пациентам. Это облегчает и ускоряет нашу работу.  Так что мнение о том, что врачам “скорой” нечем  лечить, - всего лишь миф.

Илья, вопрос поступил на электронную почту:
Слышал, что в московских пробках более или менее пропускают только машины “скорой” с надписью “Детская реанимация”. А как с этим обстоят дела в Алматы, всегда ли наши водители уступает дорогу “скорой”?
- В Алматы кареты “скорой” не пропускают, и это для нас самая большая проблема.  Водители оправдываются: впереди пробка  - и не делают даже попыток перестроиться в другой ряд.  Месяц назад мы проводили совместный с дорожной полицией рейд, но он нам ничего не дал.  Да, оштрафовали человек 20. Ну и что? Я сам транспортировал женщину в крайне тяжелом состоянии, которой нужна была срочная операция. Мы ехали по центральным улицам города,  и водители не реагировали на “скорую”. Женщину, к счастью, довезли. Но ведь всегда есть момент упущенного времени, когда каждая минута на вес золота.

Читатель 22214, вопрос задан на сайте газеты “Время”:
Недавно вызвали “скорую” маленькому ребенку - у него была высокая температура. Через час мы перезвонили. Девушка на том конце провода весело ответила: “Вот такая у нас “скорая”. И не выступайте, у нас даже к шестимесячному ребенку машина ехала четыре часа”. В результате врачи приехали только через два с половиной часа. Вы считаете такую работу и такое отношение к людям нормальным?
- В нашем коллективе работают более двух тысяч человек, и среди них есть разные люди. Если я узнаю о случаях хамства, увольняю такого сотрудника. Что касается времени прибытия: с 18 часов до 24 часов у нас период самой большой загруженности. В городе 150  бригад “скорой”, а мы в этот момент получаем до двухсот вызовов. В это время и происходят задержки, я этого не отрицаю.  Но все равно  не может быть такого, чтобы наша машина ехала четыре или даже два с половиной часа. Максимум - один час, и то только в этот пиковый период. У нас фиксируются абсолютно все вызовы с момента поступления до момента, когда врач зашел к пациенту. Это делает компьютер, сфальсифицировать такие данные невозможно, и легко можно проверить, сколько едет “скорая”.  Если человек находится в критическом состоянии и речь идет о жизни и смерти, врачи “скорой”  должны приехать на место в течение четырех минут.  Как правило, это ситуации, связанные с ДТП, тяжелыми травмами или сердечно-сосудистыми заболеваниями. Во всех остальных случаях мы должны приехать за 15 минут, и чаще всего нам удается это сделать.

Владимир ЛИ:
Недавно у меня умерла пожилая мама. Мы нашли ее в квартире без признаков жизни, вызвали “скорую”. Врачи констатировали смерть и, не оставив нам никаких медицинских заключений, уехали. Из-за этого чуть позже у нас возникли проблемы с получением свидетельства о смерти, потому что у нас требовали справку от врачей. Должны ли ваши доктора выдавать подобные документы и куда обращаться, если они этого не делают?
- Если смерть наступила до приезда “скорой”, врачи не выдают никаких справок, они просто фиксируют вызов и передают информацию в поликлинику по месту жительства  умершего.  Справку о смерти в будние дни можно взять там, в выходные - у нас в специальном отделе.   

Сейткали АМАНЖОЛОВ, 56 лет:
Могу ли я попросить врачей “скорой” отвезти меня в определенную больницу, в которой бы мне хотелось лечиться? Ведь везде говорят, что пациент сам выбирает  врача.
-  Нет, не можете. Есть специальный приказ, в котором указаны правила госпитализации в медицинские учреждения города Алматы. Там четко указано, в какие дни и в какие клиники везти тех или иных больных. Все зависит от места, где находится пациент, от его диагноза. Если человек живет возле аэропорта, мы же не повезем его в больницу в Калкаман, и просить врачей об этом бесполезно.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Телефон доверия управления здравоохранения города Алматы 8 (727) 274-72-07.
Телефон доверия станции скорой медицинской помощи города Алматы 8 (727) 279-80-74. 

Поделиться
Класснуть