Как включили, так и исключим
Шымкентские археологи, как капризные девушки, легко меняют своё мнение: то доказывают необходимость сохранения исторического объекта, то вдруг объявляют его не имеющим ценности
Шымкент теряет и без того немногочисленные памятники истории. Очередным таким ненужным объектом вдруг оказался большой холм, который одни ученые считают погребальным курганом, другие - караульной насыпью.
Царский курган в тисках мегаполиса
Возвышенность на пересечении проспекта Кунаева и улицы Рыскулова диаметром около 60 метров - одна из самых высоких точек Шымкента. Сейчас холм словно в тисках: с разных сторон окружен шумной дорожной развязкой, бизнес-центром, гостиницей, а в прошлом здесь были заправки, СТО и даже рынок. С каждым годом плотное кольцо застройки сжималось все сильнее, пока от 250-метровой охранной зоны почти ничего не осталось.
Стоит отметить, что история этого объекта, по сути, известна ограниченному кругу специалистов: местным историкам, археологам, краеведам и тургидам. Подавляющее же большинство горожан об истории города имеет весьма отдаленное представление. Оно и понятно: краеведение в школах не изучают, областной музей, который по-прежнему базируется в Шымкенте, к числу самых посещаемых мест не относится. Да и особого трепета официальный возраст Шымкента 2200 лет у жителей не вызывает.
Спасение от алчных застройщиков
15 лет назад Царский (Ханский) курган (а по другим источникам - Караултобе) был внесен в список охраняемых объектов местного значения. В 2024 году свод памятников был обновлен, и там он по-прежнему значился.
“Памятник датируется I-IV веками нашей эры, - пишет о нем один из редакторов свода археолог, доктор исторических наук, профессор Бауыржан БАЙТАНАЕВ, попутно описывая обнаруженные в ходе раскопок археологические находки различных веков. - Впервые был обследован в 1940 году. В 2007-м были проведены рекогносцировочные раскопки. Обнаруженная там керамика I-IV веков нашей эры указывает на время возведения Караултобе. Вторично объект использовался в саманидское время с Х века, когда территория была местом борьбы за веру”.

Профессор уверенно заявляет, что это не погребальное сооружение, а караульно-сторожевой холм, поэтому название “Царский курган” неверно, хотя именно под таким наименованием он и вошел в охранный список.
В 2014 году тот же профессор Байтанаев выступил против начавшегося вокруг холма строительства, справедливо назвав это беззаконием. Разрешения на работы власти Шымкента выдали еще в 2007-м, правда, никого тогда не заботило, что строить начали гораздо позже. Однако общественники подняли шум, и стройку на какое-то время заморозили. Но после гостиницу все же достроили: коммерческие интересы местного олигарха оказались важнее исторической значимости. По сути, включение холма в свод охраняемых объектов в 2010 году спасло его от дальнейшей застройки и разрушения.
Памятник перестал быть таковым?
А в прошлом году уже нынешние власти Шымкента неожиданно решили его из списка исключить. Для этого снова понадобились раскопки. В марте подведомственное управлению культуры ГККП “Объединение музеев города Шымкента” объявило конкурс и оперативно заключило три договора на общую сумму 89 млн тенге с ТОО “Инженерная археология”, имеющим прямое отношение все к тому же Бауыржану Байтанаеву.
Перед исполнителем контрольных археологических раскопок сразу была поставлена задача обосновать исключение из списка. Один из договоров касался так защищаемого профессором холма. К началу лета работа была уже выполнена, и в отчете по результатам научно-исследовательских работ памятник было рекомендовано исключить из государственного списка, но дальнейшие строительно-монтажные работы проводить под наблюдением специалиста-археолога. Оставался последний шаг - одобрение проекта постановления акимата об исключении членами общественного совета города. Но тут все пошло не по сценарию.
Дважды управление культуры Шымкента предпринимало попытки получить согласие общественного совета на исключение Караултобе из списка. И оба раза безуспешно. Предполагалось, что процедура получения одобрения будет чистой формальностью. Однако помешал ей член общественного совета юрист Кайрат БИТАСОВ, предложивший коллегам разобраться по существу вопроса с обязательным изучением экспертизы и решения комиссии Минкульта.
- Вопрос ответственный, а мы ведь в археологии не специалисты, нужны были мнения экспертов, а главное - основания для исключения из свода памятников. Вот тут и выяснилось, что были допущены нарушения, - поясняет Битасов. - Перед тем как объявлять госзакупки, требовалось прежде включить проведение этих работ в годовой план археологических раскопок Минкульта, получив тем самым разрешение уполномоченного органа. А по факту включили в этот план уже тогда, когда заключение по итогам раскопок было готово, словно торопились поскорее закончить.

Но самое главное, оснований для лишения памятника статуса всего два: его полное разрушение или уничтожение, а также утрата его исторической ценности. Но холм на месте, а его значимость тот же Бауыржан Байтанаев прежде отстаивал много лет и даже способствовал его включению в свод охраняемых объектов. Так что же изменилось? Изучив все нюансы тендеров и убедившись в том, что профессор имеет прямое отношение к ТОО “Инженерная археология”, я на этот вопрос себе ответил, - заключил Битасов.
А вот на вопрос, ради чего Караултобе намеревались исключить из свода, нашей газете ответил руководитель управления культуры Бауыржан ОРЫНТАЕВ. По его словам, здесь хотели всего лишь посадить цветы и установить флагшток. Впрочем, законом благоустройство на охраняемых объектах не запрещено, если только оно не приводит к их разрушению.
Тем временем вопрос об исключении Караултобе из свода памятников пока повис в воздухе. По всей видимости, ненадолго.
По мнению шымкентского журналиста, краеведа и гида Владимира ПРИВАЛОВА, исключить Караултобе из истории города в любом случае невозможно, а потому лишать его статуса и отдавать под застройку очередного коммерческого объекта - варварство. Холм, уверен он, должен остаться историческим памятником и быть вписанным в концепцию историко-культурных сооружений Шымкента, которых и без того до обидного мало.
Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, рисунок Игоря КИЙКО, Шымкент

Алиса МАСАЛЁВА