18667

Мультимиллионер из налоговой

Судья межрайонного суда по уголовным делам Астаны Сабыржан КАРИМОВ огласил обвинительный приговор руководителю отдела аудита столичного департамента государственных доходов Рустему ТУЛЕГЕНОВУ. По словам официального представителя Агентства по противодействию коррупции Данияра БИГАЙДАРОВА, во время обыска квартиры следователи изъяли у не самого высоко­поставленного столичного налоговика почти 130 миллионов тенге наличными.

Мультимиллионер из налоговой

Рустем Тулегенов начальником отдела стал прошлым летом: его должностная инструкция, которая содержится в приговоре суда, занимает почти восемь страниц. Благодаря ей мы знаем, что налоговик в своей деятельности был обязан противостоять проявлениям коррупции, не допускать коррупционных правонарушений и пресекать подобные факты со стороны других госслужащих. Все эти нормы Тулегенов, судя по приговору суда, грубо и цинично проигнорировал.

Все началось с того, что Дильмурат САЛИЕВ, директор ТОО “DL Соrр”, наладил экспорт лабораторного оборудования и расходных материалов в соседнюю Россию. И успешно торговал два года. По налоговому законодательству “компании, состоящие на учете по НДС, экспортирующие товары в другие страны три последующих квартала с оборотом по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, имеют право на возврат превышения зачетного НДС над начисленным”. В общем, DL Соrр подал требование о возврате НДС в городской департамент государственных доходов. Вскоре об этом стало известно Рустему Тулегенову.

В материалах уголовного дела говорится: “Тулегенов, являясь лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, достоверно зная о том, что Салиев Д. Д. находится в зависимом от него положении, действуя из корыстных побуждений, используя свое служебное положение, задался преступным умыслом на получение денежных средств в качестве взятки...” Если перевести протокольный язык, то чиновник за выполнение своей работы по законному возврату НДС в сумме 36 с небольшим хвостиком миллионов тенге потребовал у предпринимателя взятку - 10 процентов отката.

Салиев обещал поду­мать и прямиком направился в Агентство по противодействию коррупции. Дальнейшее было делом техники, которую выдали Салиеву. Приехав в офис к Тулегенову, Дильмурат еще раз услышал и уже зафиксировал требование о взятке. Чиновник намекнул, что после возврата НДС ему нужно привезти откат. В начале февраля этого года управление госдоходов района Нура Астаны вернуло на банковский счет ТОО “DL Соrр” 36 331 453 тенге. Излишне пере­страховываясь, Рустем попросил своего подчиненного Руслана АРЬЯНОВА встретиться с Салиевым и забрать наличные.

Борцы с коррупцией тщательно фиксировали количество звонков и тему разговоров через популярный мессенд­жер между тремя мужчинами. Встреча Арьянова с Салиевым состоялась возле кофейни Discovery Coffee. Дильмурат по просьбе Руслана оставил конверт с 3 600 000 тенге на заднем сиденье личного автомобиля налоговика. Передав наличные, Салиев позвонил Тулегенову. Но потратить левый заработок Рустему Сабыровичу помешали оперативники антикора, изъяв меченые купюры и возбудив против взяточника уголовное дело.

В ходе судебных разбирательств Тулегенов так чистосердечно раскаивался и посыпал свою буйную головушку пеп­лом, что заслужил некоторое снисхож­дение суда. Напомним: законодатель за такое тяжкое коррупционное преступление предусмотрел до семи лет лишения свободы с пожизненным запретом работать на госслужбе. Альтернативное наказание - штраф от 180 000 000 до 216 000 000 тенге.

Рустем буквально линчевал себя в зале судебных заседаний. По его признаниям, с Салиевым он познакомился в ноябре 2023 года, когда тот пришел в налоговую службу за возвратом излишне уплаченного НДС. Рустем сказал, что поможет, если Дильмурат заплатит: как оказалось, у него возникла проблема с получением подтверждающего ответа из России. Когда ответ пришел, Тулегенов убедил подчиненных не говорить о письме из России Салиеву, чтобы показать предпринимателю свою значимость и выцыганить взятку.

Как руководитель отдела, Тулегенов мог оказать влияние на принятие положительного решения в пользу компании Салиева или, наоборот, выписать отрицательный акт заключения, при котором компания уже не смогла бы вернуть излишне уплаченную сумму.

Рустем поведал суду, как прошел обыск в его квартире, и перечис­лил изъятые вещи: планшет, телефон и уйму денег. Тулегенов признал факт получения взятки и собранные по делу доказательства не оспаривал. Попросил прощения у своей семьи и завершил свой монолог словами:

- С учетом признания вины и деятельного раскаяния прошу суд не лишать меня свободы и назначить наказание в виде штрафа с учетом требований статьи 55 УК РК.

Подсудимый и три его адвоката не стали настаивать на исследовании материалов уголовного дела на судебном заседании, поэтому оно было рассмотрено в сокращенном порядке. Вину Тулегенова судья Каримов посчитал доказанной. Правда, один из адвокатов заявил ходатайство о возврате уголовного дела прокурору, чтобы надзорный орган обвинение во взятке переквалифицировал на рядовое мошенничество. Но суд отказал в удовлетворении, тем более что сам Тулегенов признался в содеянном и искренне раскаялся.

Обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность и наказание, суд признал чистосердечное раскаяние, признание вины, наличие малолетних детей, отсутствие судимости. Отягчающим уголовную ответственность и наказание обстоятельством послужило нарушение подсудимым присяги госслужащего. Суд не признал в качестве смягчающего обстоятельства активное способствование раскрытию уголовного правонарушения, поскольку к моменту задержания данное преступление в принципе было очевидным.

Правда, в суде выяснилось, что Тулегенов с момента задержания никак не способствовал раскрытию преступления и расследованию, а, наоборот, отрицал свою причастность к получению взятки. И только под давлением неопровержимых улик дал в суде чистосердечное признание. Сабыржан Кенжеканович посчитал дальнейшее исправление Тулегенова возможным лишь в условиях реальной изоляции от общества и отправил налоговика в колонию на три с половиной года.

Салиеву вернули 50 000 тенге, использованные в качестве взятки, 3 550 000 тенге возвращены Агентству по противодействию коррупции. Что касается изъятых 129 475 000 тенге, то 9 000 000 тенге из этой суммы вернули супруге осужденного. А еще 120 475 000 тенге суд принял решение “передать по принадлежности Хасеновой Разие Шакировне”. В приговоре не указано, кем она приходится Тулегенову и почему именно ей вернули кучу наличных, изъятых при обыске квартиры коррупционера из налоговой службы. Судя по всему, к Руслану Арьянову у следствия не оказалось никаких претензий. Вполне возможно, что его шеф использовал своего подчиненного втемную, не посвящая в свои корыстные планы.

Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть