Доля луковая
В Восточном Казахстане осудили участников целой “ОПГ” за уничтожение краснокнижного растения - черемши. Теперь и без того явно незажиточным нарушителям предстоит выплатить в качестве ущерба суммы, которые они и в руках, наверное, никогда не держали. В общей сложности больше восьми миллионов тенге.
17 мая четверо жителей Риддера - три женщины и мужчина в возрасте от 47 до 64 лет - собрались в горы в окрестности села Черемшанка Глубоковского района. Прихватили с собой рюкзаки, ножи и отправились на поиски черемши. Лук, в общем-то, и искать не пришлось. “Туристы” так увлеклись сбором растений, что к концу их горного похода рюкзаки стали неподъемными.
Вся эта честная компания, видимо, поймала такси, загрузилась в старенькую “Волгу” и вернулась в город. Калбу добытчики намеревались продать, но не успели: их задержала природоохранная полиция. Стражи порядка пересчитали все стебельки. По их подсчетам вышло, что женщины срезали 947, 976 и 984 штуки лука мелкосетчатого, а вот мужчина постарался больше всех - у него насчитали 2063 растения.
Во время разбирательства двое из нарушителей заявили: они не знали, что это растение, которого весной в горах “как грязи”, является редким и находится под угрозой исчезновения. Но, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Женщинам, поскольку они собрали примерно одинаковое количество растений, предстоит выплатить и приблизительно одинаковый ущерб - больше 1 600 000 тенге, а вот мужчине, который, к слову, безработный, - 3 558 675 тенге. Впрочем, вероятно, затруднительно будет выплатить ущерб всем участникам “ОПГ”. Так, одна женщина в судебных документах тоже указана как неработающая, еще одна - 64-летняя пенсионерка, третья нарушительница работает стрелочницей на железнодорожной станции.
Поскольку все четверо чистосердечно раскаялись, а представитель потерпевшего - КГУ “Черемшанское лесное хозяйство” - не настаивала на строгом наказании, Глубоковский районный суд в качестве наказания по уголовной статье всем назначил ограничение свободы. Женщинам - по одному году, мужчине - три года. Также им запретили заниматься деятельностью, связанной с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений…
А вот вещдоки, собственно черемшу, еще во время следствия передали в риддерскую специальную школу-интернат №7 для детей с ограниченными возможностями в развитии - “для употребления в пищу”. Чего добру пропадать?
Елена СУПРУНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Усть-Каменогорск