Где Шенген и где инвестиции...
Дархан КАЛЕТАЕВ по-прежнему является послом официальной Астаны в Украине, решения о назначении нового главы дипмиссии не было. Об этом во вторник на брифинге сообщил официальный представитель МИД Казахстана Айбек СМАДИЯРОВ.
Недавно Калетаев сообщил представителям СМИ, что в МИД Украины поступил запрос от Казахстана о предварительном согласии на назначение нового посла. Журналисты попросили Смадиярова подтвердить или опровергнуть эту информацию.
- Это наш внутренний рабочий процесс - назначение послов. Только лишь после опубликования указа президента мы можем говорить о назначении или смене того или иного посла. Других комментариев мы не даем. Кто решил его убрать? Кто сказал, что направили запрос? Калетаев? Вот у него и спросите. Указ выйдет - будет новость, - отрезал официальный представитель МИД.
Примерно в том же, ликбезовском для репортеров, стиле прошел весь брифинг. Как показалось, Смадияров с едва скрываемым раздражением чуть ли не на пальцах объяснял, чем отличаются Шенгенская зона, визиты иностранных делегаций и инвестиции в страну. И, в общем-то, понять его было можно...
- При чем тут Шенген и иностранные делегации? - отреагировал Смадияров на реплику “Что толку, иностранные делегации приезжают, а Шенгена как не было, так и нет!”. - Кроме Шенгена нет жизни? Есть экономика, политика, инвестиции, торговля, логистика. Дальше продолжить?.. С каждым европейским гостем, который приезжает, мы этот вопрос обязательно обсуждаем. Шенген - это несколько государств, они принимают решение сообща. Одна страна не может это решение принять. Мы, естественно, с каждым из этих партнеров проводим переговоры, чтобы в будущем, когда они будут обсуждать, у них было положительное мнение о Казахстане.
- А МИД выяснил, какая из стран посчитала, что мы якобы небезопасны? - грянул вопрос из разряда “с луны свалился”.
- Неизвестно. Нам это не интересно. Зачем выяснять? Нам нужно работать, чтобы преодолеть все эти препятствия, - нашелся опешивший Смадияров.
Комментируя недавнюю гибель казахстанки, ее мужа (скончался в больнице) и их двухлетнего ребенка в ДТП в Турции, он сказал:
- Сейчас идет следствие. Водители, которые участвовали в этом ДТП, также находятся под следствием. Консул на связи с местными правоохранительными органами, родными и адвокатами потерпевших.
Далее его спич свелся к тому, что выезжающие за рубеж казахстанцы прежде всего сами должны позаботиться о своей безопасности:
- Любое происшествие с гражданином Казахстана за рубежом - это полностью его ответственность. Роль дипломатов, в данном случае консулов за рубежом, в том, чтобы оказывать полное консульско-правовое сопровождение. В том числе мы отслеживаем, чтобы права и интересы наших граждан не нарушались. Но мы не имеем права участвовать ни в суде в качестве защитника какой-либо из сторон, ни в следственных действиях. Поэтому следствие полностью проводится правоохранительными органами той страны, где произошел инцидент либо происшествие.
А вот так представитель МИД ответил на вопрос, будут ли экстрадировать казахстанку, задержанную в Турции по подозрению в убийстве турецкого гражданина:
- Такие вопросы обсуждаются по линии консульских служб. Если человек совершил или якобы совершил преступление и находится под следствием, то речи об экстрадиции не идет. Экстрадиция только после опубликования и вступления в силу приговора.
А какова ситуация с казахстанцами, находящимися в Марокко, сильно пострадавшем от землетрясения?
- Там проживают более 30 граждан, включая сотрудников нашего посольства. С ними все хорошо, никто не пострадал. Общаемся со всеми, - ответил Смадияров.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана