Просто надувательство
На международном фестивале воздушных шаров в Алматинской области один шар сгорел, а остальные весь день не могли подняться в небо
Жара, пыль и распростертые на земле спущенные аэростаты - такая картина встречала первых гостей Konaev International Baloon Festival. Все потому, что фестивалить народ позвали днем, а первый запуск шаров провели на рассвете. Посетители, которые специально прибыли на красочное шоу целыми семьями, да еще и из разных городов Казахстана, тут же схватились за мобильные - высказаться.
Хедлайнерами жаркого феста неожиданно стали дежурившие на нем пожарные - душ из брандспойта отдыхающие оценили. Как и артистов, аниматоров на зонах активности и участников танцевального батла, которые изо всех сил старались создать настроение.
Подготовка к фестивалю заняла около полугода. Ожидалось, что за два дня фестиваль посетят около 40 тысяч человек. Изначально потратить на его проведение планировалось 183 миллиона тенге из бюджета, однако после волны возмущения, прокатившейся в соцсетях, акимат Алматинской области привлек к финансированию спонсоров и субъекты бизнеса.
Мы прибыли на площадку фестиваля, занявшую поле недалеко от дорожной развязки на Баканас, ранним утром: интересно было заснять и бэкстейдж мероприятия - процесс подготовки аэростата к запуску. Команды уже вовсю устанавливали гондолы, раскладывали на земле огромные и тяжелые, весом до 100 килограммов, оболочки и наполняли шары сначала холодным, а затем горячим воздухом. Аэростаты один за другим поднимались в утреннюю синь. Красиво и атмосферно. На фестиваль приехали около 30 энтузиастов и спортсменов из России, Узбекистана, Кыргызстана и даже Монголии. Был среди аэростатов даже легендарный ветеран - на этом радужном воздушном шаре в августе 1999 года пилот Михаил ЛИТВИНОВ и штурман-метеоролог Рашид ХАСАНОВ совершили полет из Алматы на Иссык-Куль.
Не миндальничая, наши пилоты признались, что казахстанская школа воздухоплавания снова считается одной из самых сильных. Вернули былую славу 90-х, когда нашего пилота Виктора ЗАГАЙНОВА боялись соперники, прозвав Тигром. Виктор, первый и единственный чемпион СССР, трагически погиб на соревнованиях. Теперь в Алматы есть своя школа пилотов (одна из четырех во всем СНГ), желающие приезжают учиться даже из-за границы. А потом разлетаются по миру, чтобы народ осчастливливать. Например, в ту же Каппадокию.
Признались, что чаще всего коммерческие полеты на шарах заказывают для предложения руки и сердца. Вот только романтичные женихи часто оказываются в пролете - настроение барышень либо сдувается от плохого самочувствия, либо они совсем не разделяют матримониальных планов спутника, с шара ссаживаются, и кавалер продолжает полет в одиночку, попивая шампанское. Экстремальные посадки в чужих огородах и во дворах случаются крайне редко. Рассказали забавный случай, что такое было лишь однажды, да и то хозяин жестом пригласил весь экипаж на шашлыки.
Взмыть в небо на шаре хотелось все сильнее, но как только пыльную дымку сдернул крепкий степной ветерок и воздух ожидаемо начал раскаляться, пилоты быстро свернули яркие аэростаты. По нормам техники безопасности от греха подальше.
- Зимой можно летать и днем. В остальное время - на рассвете и за два часа до заката, ориентируясь по погодным условиям. Летаем мы в основном в районе Ушконыра - там и территория живописная, и полет проходит как по часам. При желании там можно сделать привлекательную туристскую локацию, подняв в небо десятки шаров. Получится не хуже, чем в Каппадокии, - отметил президент Федерации воздухоплавания Казахстана Александр РУСИНОВ.
Так почему же тогда для проведения фестиваля выбрали эту малопривлекательную локацию и самые знойные дни лета?
Гости - они к этому времени уже припылили на поле - потоптались в растерянности, послушали харизматичную Oceany и рванули купаться. Кстати, фестиваль, который позиционировался как туристический манок для нарабатывающего имидж города-курорта Конаева, должен был разгрузить на этот уик-энд забитые зоны отдыха. Не удалось - те, кому так и не посчастливилось прокатиться на воздушном шаре, отводили душу в Капчеморе.
Те же, кто прибыл на фестиваль из Алматы и Конаева на трансфере (он, кстати, тоже изначально заявлялся как бесплатный, а потом таксу за проезд все же установили), бродили по площадке в поисках развлечений и пытаясь оплатить покупку еды и напитков. Мобильный интернет не выдержал напора посетителей и тоже слег. Уехать обратно стало одним из квестов фестиваля - волонтеры отправляли народ через раскаленное поле почему-то все время не туда.
Раскрасить небо в тысячу красок, подняв в воздух шары, пообещали вечером. Точного времени назвать никто из организаторов и волонтеров не мог. Оно и понятно: воздушный шар хоть и “тряпичная”, но авиация, и даже поднять шар в воздух необходимо с оглядкой на скорость ветра (допустимо до 3 метров в секунду) и на температуру за бортом (чем жарче, тем меньше шансов на подъем). Об обещанных гостям феста полетах и речи быть не могло - только подъем на страхующем тросе. Передвигали и время запуска воздушных змеев, которыми тоже хотел полюбоваться народ. Но и эти воздухоплавающие летают не по расписанию организаторов, а по законам физики.
Справедливости ради стоит отметить, что вечером этого же дня и на рассвете и закате следующего шары все же запустили. Приоритет в катаниях - воспитанникам детских домов. Гостей, которые оплатили полет заранее, подняли невысоко и ненадолго, сославшись на требования безопасности, ветер, жару и сумерки, в которые летать нельзя. К сожалению, не обошлось и без эксцессов - один из воздушных шаров загорелся. Пострадавших не было, пожарные службы сработали оперативно. Организаторы пообещали, что фестиваль может стать ежегодным. А огрехи первого международного (хотя здесь тоже нестыковочка: уже проводили у нас фесты и в Шымкенте, и в Алматы) учесть.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы