Семейный бизнес без посредников
81 миллион тенге без каких-либо усилий получило из бюджета Туркестанской области за шесть лет ИП Жахангир, сдавая в аренду одно коммунальное здание двум государственным учреждениям. Причем предприниматель умудрился сдавать им в аренду… их же здания, где они постоянно размещаются. Между тем информация, которая вряд ли должна остаться незамеченной, государственным аудиторам, осуществляющим надзор за госзакупками, оказалась абсолютно не интересной.
В январе 2018 года на тот момент 18-летний житель Туркестана Жахангир МАМУРОВ открыл одноименное ИП. Можно только порадоваться предпринимательской жилке, проснувшейся у едва окончившего школу молодого человека. Можно, если не знать, что Жахангир - сын директора областной специальной школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, экс-депутата Туркестанского городского маслихата VII созыва, члена партии Amanat Айгуль ТИЛЕПОВОЙ. А весь бизнес предприимчивого отпрыска - это сдача в аренду здания для интерната, где по сей день директорствует его мать. Впрочем, это же самое помещение периодически арендуют у ИП то управление образования Туркестанской области (для школы-интерната), то детский сад санаторного типа “Ак желкен”, также находящийся в Туркестане.
Все 20 договоров государственного закупа с 2018 по 2023 год, где ИП Жахангир выступает поставщиком, заключены исключительно прямым способом из одного источника. Никаких тебе открытых конкурсов, аукционов или запросов ценовых предложений. Более того, указанный в договорах аренды адрес вывел нас на… новое здание школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи, построенное в новой части Туркестана в 2018 году.
Совпадение это или нет, но арендный бизнес 18-летнего Жахангира Мамурова начался в том же, 2018-м. В январе с разницей в две недели детский сад “Ак желкен” и школа-интернат заключили договоры с новоиспеченным ИП. Аренда одного и того же здания по улице Кожанова, без номера, площадь которого и другие характеристики не указаны ни в договоре, ни в техспецификации, обошлась областному бюджету в общую сумму 10 млн 340 тысяч тенге. К слову, точно такой же адрес значился у школы-интерната, существующей в Туркестане уже около 20 лет, и прежде. В 2019-м было заключено уже восемь договоров на разные суммы: один на 5 млн 400 тысяч тенге с детским садом и еще семь (на общую сумму более 13 млн тенге) с управлением образования Туркестанской области. Все контракты были подписаны замруководителя управления Нуржаном ИЗТИЛЕУОВЫМ.
В 2020 году у ИП вдруг меняется адрес сдаваемого в аренду здания: квартал 037, строение 3685. Но договоры, как и платежи, по-прежнему стабильны: в начале 2020-го - 10 млн тенге от школы-интерната за аренду, а в последние дни того же года еще два контракта на 270 тысяч и 44 тысячи тенге за поставку различной посуды в виде тарелок и хлебниц. Не остался в стороне и детский сад, перечислив за аренду 5 млн 400 тысяч тенге. 2021 год обогатил ИП еще на 13 млн 162 тысячи тенге, полученных от школы-интерната и детсада. И тотальный ковидный локдаун, остановивший работу всех учреждений, тому не помеха.
В 2022-м детский сад резко увеличивает выплаты до рекордных 14 млн 400 тысяч тенге. От школы-интерната - ни копейки. А январь этого года принес еще 9 млн тенге от детского сада.
Сумму дохода ИП Жахангир за шесть лет подсчитать несложно: 81 млн тенге с двух коммунальных бюджетных организаций, исправно плативших за аренду коммунального же здания. При этом в управлении образования Туркестанской области нам подтвердили, что областная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи занимает собственное здание.
Казалось бы, столь очевидные факты должны были стать как минимум объектом мониторинга специалистов департамента внутреннего государственного аудита (ДВГА) Туркестанской области, по долгу службы осуществляющих надзор за проведением госзакупок. Однако ни там, ни в антикоре этой информацией абсолютно не заинтересовались даже тогда, когда факты заключения некоторых сделок изложил в своем официальном обращении руководитель туркестанского филиала республиканского общественного объединения “əділдік жолы”, эксперт по антикоррупционному мониторингу Амангельды КАЛЫБЕК. Госаудиторы в ответ лишь развели руками: мол, нет возможности определить родственные отношения между матерью и сыном!
- Зная о нулевой реакции департамента внутреннего госаудита на наши неоднократные обращения, мы адресовали его в антикоррупционную службу, откуда наше письмо все равно переслали в ДВГА. Аудиторы нам и ответили, что установить родственную связь, мол, невозможно. И в департаменте полиции, куда они якобы обратились, тоже не смогли этого сделать, - поясняет Амангельды Калыбек. - хотя я без труда нашел подтверждение этих сведений, не обладая их полномочиями.
Пройдя по адресам, указанным в договорах аренды, Амангельды без труда нашел и детсад “Ак желкен”, соседствующий с прежним зданием школы-интерната по улице Кожанова, и строение 3685 в квартале 037 нового Туркестана, где сегодня располагается коммунальное госучреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Написав в соцсетях о семейном тандеме, организовавшем свой бизнес без посредников, Амангельды Калыбек словно открыл ящик Пандоры. На него обрушились сотни гневных комментариев о том, что он “безбожник” и “продажный блогер”, нагло клевещущий на столь благородную во всех отношениях женщину.
- Мне стали звонить сначала незнакомые люди, а потом и знакомые с предложением удалить пост за вознаграждение, - рассказывает эксперт. - После того как я отказался, были звонки с угрозами. Как выяснилось, в это время Айгуль Тилепова участвовала в недавних выборах, баллотируясь от партии Amanat, и любая негативная информация была ей помехой.
К слову, депутатом нового созыва Тилепова так и не стала. А вот бизнес сына, судя по свежему договору аренды, продолжает приносить миллионную прибыль.
Между тем, к сведению государственных аудиторов Туркестанской области, с 1 января 2022 года столь популярный способ прямого заключения договора госзакупок из одного источника законодательно переведен в разряд исключительных случаев, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги с помощью конкурса, аукциона или запроса ценовых предложений. При этом заказчик обязан разместить на веб-портале госзакупок отчет, сообщив сведения о должностном лице, принявшем решение о заключении прямого договора, обоснование причин невозможности осуществления закупок иными способами, а также обосновать выбор поставщика и цены, предложенной им. Уверяю, в реестре договоров ИП Жахангир вы этого не найдете, как не найдете и обоснования аренды у него здания и стоимости этой услуги.
Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент