2843

Доктрина мечт и пожеланий, или К вопросу о том, для чего козе баян

Казахстанских чиновников решили модернизировать духовно. Профильное госагентство разработало доктрину о профессиональных и личностных качествах государственных служащих в модели «человекоцентричного» государственного управления».

Доктрина мечт и пожеланий, или К вопросу о том, для чего козе баян

Мы ознакомились с 22-страничным документом, пометив наиболее интересные цитаты (фрагменты выделены нами):

«Придерживаться ценностных установок государственным служащим необходимо не из-за страха наказания, критики или контроля, а по совести, по убеждению»;

«В декабре 2015 года указом президента был утвержден Этический кодекс государственных служащих. Кодекс содержал нормы, противоречившие ценностям демократического общества. К примеру, государственные служащие в своей деятельности должны были быть привержены политике одного человека – президента, олицетворявшего всю государственную политику. В рамках модернизации государственной службы в феврале 2022 года Этический кодекс госслужащих был принят в новой редакции, согласно которой служебная этика государственных служащих основывается на шести основных этических принципах: добросовестность, честность, справедливость, открытость, вежливость, клиентоориентированность. Данные принципы стали основополагающими в системе «человекоцентричной» модели государственного управления»;

«Управление государственными и общественными делами требует смелости и стойкости для «ломки» старых стен и стереотипов, осуществления продуманных, конструктивных изменений. Государственные служащие должны обладать сильным этосом и видением, масштабом мысли, уметь вносить обновления и быть источником изменений».

Ну и далее в этом духе. Документ изобилует цитатами Абая, Ахмета БАЙТУРСЫНОВА, Алихана БУКЕЙХАНОВА, Юсуфа БАЛАСАГУНИ, Николая НЕКРАСОВА и даже Жана-Жака РУССО и Уильяма ШЕКСПИРА.

Обращает на себя внимание и названия некоторых глав доктрины - «Личностное бытие государственных служащих как социальный эталон», «Профессионально-личностное акме государственных служащих».

Поскольку доктрина затрагивает духовно-нравственные проблемы (а кроме того, в ней используются такие слова, как «бытие»), мы попросили высказать свое мнение протоирея Александра СУВОРОВА. Судя по всему, на него сей документ произвел очень глубокое впечатление:

- Как говорил товарищ Саахов (персонаж знаменитого советского фильма «Кавказская пленница». - Р.Б.), все правильно, бумага написана верно, все всё знают. Что дальше? Я боюсь того, что эта доктрина станет одной из многочисленных, ни к чему никого не обязывающих деклараций. Наивно думать о том, что самый закоренелый взяточник и коррупционер не знает, что он делает зло. Понятия добра и зла тут не религиозные, а вполне себе светские. Светское понятие греха - это нарушение закона.

Человек начинает понемногу оправдывать себя: «ну все же так живут», «ну я не для себя же, а для будущего детей», «родственникам нужно помочь», «последний раз сейчас закроем левый тендер - и все». А потом мы жалуемся: на уничтожающиеся предгорья, разбитые дороги, на загаженные, простите, лифты. Это начинается все с низов. Никто не мыслит, как Ахмет Байтурсынов!

Простите, но я даже не верю тем, кто эту доктрину писал: где их деньги и где их дети? Связывают ли они будущее с этой страной, имея возможности? Швейцария, Германия, Канада же лучше. А на них нужны деньги. Брать их где? Кто был наказан? Кто реально сел из известных личностей с громкими фамилиями?

Хотите чего-то добиться? Тогда сажать коррупционеров на 250 лет, если не расстреливать, как в Китае! Я не верю в изменения. Я вижу, что на горах выше Каменского плато как срезали склоны гор, так и срезают, землю как резали, так и режут. Пихают то какие-то магазинчики, то строят дома там, где строить нельзя. Построят, продадут и свалят за рубеж. Один подписал, другой сделал халтуру. Один уедет, другой завтра уволится, а пока не уволился, клянется даже матерью, что все будет честно. Сам свидетель. Мне кажется, есть люди, что и могилу матери готовы продать под застройку за хорошие деньги!

Поэтому не верю ни в какие-такие декларации. Только жесточайший контроль и жестокие меры наказания. К чему эти кодексы чести, рыцарские клятвы? Когда я увижу, что к агашкам в горах приехала комиссия и заставила снести заборы, которыми перекрыли горы, когда увижу, что сносят все хибары, возле могил построенные, - вот тогда «Да!». А пока.... трындеж это все! - эмоционально заключил свое мнение о проекте доктрины отец Александр.

В свою очередь политолог Данияр АШИМБАЕВ отметил, что доктрина, несмотря на ее креативность, абсолютно ни к чему не обязывает.

- Документ забавный, есть в нем что-то веселое, литературное. Эссе на тему, как было бы неплохо, если бы наши госслужащие обладали лидерскими качествами, имели несколько образований, были пропитаны духом реформ, умели самосовершенствоваться, мыслили в соответствии с веяниями времени, чистили свою карму… Но не написано как это сделать.

Доктрина — документ не прямого действия. А если бы даже и был прямого действия, то его через пару месяцев уже начали бы переделывать и переписывать. У нас вот недавно приняли план повышения доходов населения, а потом его переписали, изменив все показатели и сдвинув сроки исполнения. То есть казахстанская система планирования такова, что и для исполнителей не дает никаких целей, поскольку слишком часто они меняются. И размышлять об изменениях в этих документах — бессмысленно, поскольку все они переписываются под факт, под отчетные даты, показатели и т. д. Государство, увы, стало очень неконкретным в таких вопросах.

- А как вы оцениваете то, что в доктрине упоминаются такие слова, как «бытие» и «акме». И это при том, что государство у нас — светское.

- Это не религиозные термины, а скорее из области психологии и парапсихологии. Когда я читал этот текст, мне не хватало слова «карма»! Но карма подразумевает некую ответственность и ее последующую чистку. Однако такие вещи противоречат самому духу любых государственных концепций. Этот документ не религиозный, но мне понравилось, как они пришпилили цитату Шекспира к концепции слышащего государства. Цитирую: «В известном произведении Шекспира король ослепленному Глостеру говорит: «Чтобы видеть ход вещей на свете, не надо глаз. Смотри ушами…». И если обратиться к более возвышенному примеру, именно через слух Всевышний открывался людям. Поэтому умение «слышать» имеет глубокое значение». Конец цитаты. Это было очень креативно!

Осталось добавить, что проект документа размещен на портале открытых нормативно-правовых актов для общественного обсуждения, которое продлится до 22 мая.

ВМЕСТО P.S. В положении об Агентстве по делам госслужбы говорится: «Агентство осуществляет руководство в сфере государственной службы, оценку и государственный контроль за качеством оказания государственных услуг». Так, может, главе АДГС Дархану ЖАЗЫКБАЕВУ стоит больше уделять внимания своим прямым обязанностям, чем писать доктрины? Глядишь — и пользы будет больше!

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть