Нелепая конкуренция
Реабилитация особенных детей из Аксу может свестись к психологическим беседам… в машине, если городской акимат, как организатор конкурса госзакупа специальных социальных услуг, не обжалует победу фирмы из Западно-Казахстанской области, у которой в Аксу, что называется, ни кола ни двора.
…Всего год назад 7-летняя Милана, у которой после операции, связанной с эпилепсией, развился левосторонний гемипарез, вообще не могла двигать левой рукой. Сейчас у ребенка начало работать плечо.
- Кисть у нее еще обездвижена, но плечом она может брать большую мягкую игрушку, - рассказывает мама девочки Тамара ЕРКЕТАЕВА.
Еще Милана, пусть и с подсказками, читает наизусть небольшие стихотворения.
- Для нас это большое достижение, потому что до реабилитации в детском центре “Аслан” у дочки были проблемы с речью. И совсем уж чудеса чудесные произошли с ее гиперактивностью. Сотрудники центра сотворили, на мой взгляд, невозможное, когда, пусть и немного, укротили чрезмерную неусидчивость Милаши, - перечисляет успехи дочери за время обучения в аксуском детском реабилитационном центре ее мать.
Таких, как Милана, в “Аслане” сегодня еще 34 ребенка. Все они особенные дети: у кого-то нарушения опорно-двигательного аппарата, у кого-то психоневрологические проблемы. Им требуется не просто уход, а реабилитация. Профессиональная и комплексная. Последнее - обязательное условие, потому что, будь логопед-дефектолог хоть семи пядей во лбу, без музыкотерапии, ЛФК, массажа, психологической коррекции он вряд ли сможет добиться результата.
Все это успешно практикуют в “Аслане”, где трудятся два десятка специалистов по реабилитации и социализации детей с инвалидностью.
- Свою деятельность мы начинали как неправительственная организация девять лет назад. Наш учредитель тоже имеет ребенка с тяжелой инвалидизацией, и она набирала команду, в которой каждый действительно профессионал своего дела. Так, шаг за шагом мы и пришли к тому, что открыли реабилитационный центр в Аксу, где до этого ничего подобного не было. Родители особенных деток возили своих чад на реабилитацию в Павлодар, - обращается к истории возникновения “Аслана” руководитель реабилитационного центра Эльмира САЛЫКПАЕВА.
В первый же год своего существования как реабилитационного центра “Аслан”, расположившийся на первом этаже городского филиала областного добровольного общества инвалидов “Единство”, набрал полную группу дневного пребывания.
- В прошлом году реабилитацию в нашем центре проходили 25 детей в возрасте от двух лет и старше. Именно на такое количество маленьких воспитанников изначально и был рассчитан центр. Но в связи с большой востребованностью специальных социально-психологических услуг мы изыскали возможность расшириться еще на 10 мест. Сейчас у нас занимаются 35 детей. И еще 10 стоят в очереди, - обращается к статистике Эльмира Салыкпаева.
Но вместо расширения, о котором здесь начали было снова задумываться, теперь у аслановцев голова болит о другом.
Дело в том, что в этом году в законе “О госзакупках” произошли изменения, согласно которым все государственные заказы, в том числе на получение социальных услуг, должны разыгрываться только в открытом конкурсе.
- Раньше мы могли из одного источника заключать договоры с имеющимися центрами на территории городов и областей. И не было никаких проблем. А сейчас мы должны обеспечивать конкурентную среду, - объясняет руководитель управления координации занятости и социальных программ Павлодарской области Альмира ДИСЮПОВА.
Вот так и получилось, что первый тендер на получение специальных социальных услуг для детей Аксу, состоявшийся в феврале, признали недействительным, потому что, кроме аксуского реабилитационного центра “Аслан”, других потенциальных поставщиков не было. Во втором тендере помимо “Аслана” участвовало уже четыре организации. И все четыре, по словам Эльмиры Салыкпаевой, конкурсной комиссией были отклонены как несоответствующие условиям конкурса. Единственным соответствующим поставщиком специальных социальных услуг для особенных детей Аксу в протоколе тендера вышел, опять же, “Аслан”. Но это не понравилось другим участникам, которые дружно стали жаловаться в соответствующие инстанции.
В результате департамент внутреннего государственного аудита написал возражение со ссылкой на нарушения в процессе тендера, и победителем вышла фирма из Западно-Казахстанской области. Как это произошло, загадка, потому что за этим предприятием числится только... машина! Ни помещения, ни тем более специальной материальной базы, необходимой для реабилитации особенных детей, у него в Аксу нет. Да и в штате всего два человека - руководитель и психолог. А если учесть, что госзакуп социальных спецуслуг не предусматривает соисполнителей, то ситуация вырисовывается абсурдная.
В управлении координации занятости и социальных программ это понимают.
- На реабилитацию 35 детей акимат Аксу, как заказчик специальных социальных услуг, выделяет 60 миллионов тенге в год. В случае с реабилитационным центром “Аслан” мы видим реальные результаты, когда у детей с тяжелыми заболеваниями есть прогресс в развитии, физическом или умственном. Реабилитация аксуских особенных детей должна быть только в Аксу. Это принципиальная позиция акимата Аксу, которую он сейчас пытается донести до профильных министерств, возражая против победы в конкурсе западноказахстанской фирмы, не имеющей никаких условий для полноценной реабилитации. Со своей стороны мы это возражение полностью поддерживаем и надеемся, что нас в конце концов услышат, - резюмирует Альмира Дисюпова.
Тем временем центр “Аслан”, у которого договор пролонгации закончился еще 1 марта, продолжает принимать детей. Родители, видя достижения своих сыновей и дочерей, которых в обычные детские сады и школы не принимают, ни в какую не хотят отсюда уходить. Кстати, они тоже написали свои протесты руководству Аксу и области с просьбой не доверять реабилитацию своих детей руководителю и психологу с машиной. Чиновники успокоили, что этого ни в коем случае не будет.
Окончательные итоги конкурса все еще остаются неизвестными. Дай бог, разум возобладает. Но ведь это не единственный прецедент. Подобные ситуации возникли и с инватакси в Павлодаре, и с центром занятости. Значит, сфера предоставления специальных социальных услуг требует более тщательной доработки, чем она представлена в законе “О госзакупках” ныне…
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар