4221

Гранты для бизнеса или бизнес на грантах?

Как секретарь конкурсной комиссии о своих родственниках позаботился

Гранты для бизнеса  или бизнес на грантах?

770 млн тенге безвозвратных грантов на реализацию 191 бизнес-идеи выдали за четыре года в Шымкенте. Причем одним из главных условий получения была новизна стартапа. Однако проведенный антикоррупционной службой анализ госпрограммы показал: в чем особо поднаторели чиновники, так это в создании коррупционных рисков. Факты свидетельствуют, что среди получателей миллионов ­на якобы развитие бизнеса фигурируют те, кто после с предпринимательством завязывал вовсе, а также родственники чиновников и сотрудники квазигосударственного сектора. Да и само понятие “новизна бизнес-идеи” члены комиссии трактовали в силу собственного разумения.

Итоги антикоррупционного мониторинга стали повесткой дня общественного совета по противодействию коррупции.

Начиная с 2019 года сумма выплаченных грантов в Шымкенте достигла 768 млн 900 тысяч тенге. Но насколько результативными были эти проекты? Только в 2019-2020 годах борцы с коррупцией выявили 54 факта нецелевого использования бюджетных средств на сумму 147 млн тенге, по которым не принято надлежащих мер по возврату в бюджет. То есть гранты на бизнес были получены, а бизнеса-то нет. Даже без новизны идеи.

По правилам, принятым постановлением правительства 31 декабря 2019 года, получателями грантов определены субъекты малого бизнеса, в том числе и начинающие предприниматели. Сумма - до 5 млн тенге, а одно из основных условий получения денег - новизна бизнес-идеи. При этом четких критериев этой самой новизны в правилах не определили. Трактуй как хочешь! Вся процедура - от рассмотрения заявок до принятия решения о выдаче - тайна для непосвященных. Голосование членов конкурсной комиссии закрыто для участников и общественности. Кворум для заседания обязателен, но достоверность участия каждого из них подтвердить невозможно. Процедура отбора длится 3-4 дня и оформ­ляется одним протоколом. Расчет гранта делает сам предприниматель, не обосновывая будущие расходы.

Все эти нюансы, по мнению антикоровцев, позволяют сомневаться в объективности принятых решений о выдаче грантов и как минимум порождают коррупционные риски. Свои выводы борцы с коррупцией подтвердили фактами.

- В 2019-2020 годах руководитель отдела управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, будучи секретарем конкурс­ной комиссии, позаботился и о своих родственниках: брат и его супруга получили гранты в размере 5 млн тенге каждый для выращивания кипариса и винограда, - привел один из примеров руководитель управления превенции департамента по противодействию коррупции Алексей КОЛОСКОВ. 

- Сфера деятельности предпринимателей - оптовая торговля цементом, песком и гравием, а никак не растениеводство. Бизнес-проект до сих пор не реализован, сроки им необоснованно продлили.

По иронии судьбы тот, кто сумел порадеть родному человечку, присутствовал на общественном совете в антикоре и лишь растерянно произнес, что секретарь конкурсной комиссии Усен ИСАЕВ - ­это он и есть. Обнаро­дованный факт его буквально шокировал.

- Есть и другие примеры, - продолжил Алексей Колосков. - Супруга одного из акимов района Шымкента получила грант в размере 5 млн тенге на открытие швейного цеха, хотя у нее уже был действующий бизнес - детский сад. Немало фактов, когда успешные предприниматели получают безвозвратные гранты, при этом участвуют в госзакупках и всячески демонстрируют финансовую устойчивость, когда за бортом остаются претенденты, которые с помощью господдержки хотели открыть свое дело и, возможно, нуждались в гораздо меньшей сумме. Всего же поступило 1287 заявок, а отклонили 1087.

В том же 2020 году, самом щедром на раздачу грантов, 20 млн тенге в общей сумме получили сотрудники молодежного ресурсного центра и аффилированного с ним общественного объединения якобы на разработку мобильных приложений. Еще один получатель-многостаночник указал в конкурсной заявке “приобретение франшизы и оборудования для работы с мрамором и бетоном”, а на следующий год уже участвовал в госзакупках, заключая договоры на изготовление наружной рекламы, проведение тренингов, обучение персонала, съемку фильмов.

Схожий пример: сначала 5 млн тенге на разработку мобильного приложения, а потом еще и тендер в сумме 140 млн на развитие централизованного портала городских услуг. И этот озолотившийся везунчик руководит одним из квазигосударственных органов Шымкента.

Выявили среди получателей и тех, кто брал гранты как лица с инвалидностью, но при этом не состоял в их числе. Данные департамента труда и соцзащиты тому подтверждение. К социально уязвимым категориям граждан относили и юридические лица, также получавшие гранты. Так, 4 млн тенге получил учредитель одного из учебных центров. Еще один получатель намеревался потратить грант на покупку грузового автомобиля, но, как выяснили сотрудники антикора, машину он оформил на третье лицо.

14 получателей, не имевших обязательных сертификатов об обучении основам бизнеса, получили 59 млн тенге, хотя их должны были отсеять еще на этапе отбора. Но оригинальнее всех оказались десять предпринимателей, взявших гранты в сумме 31 млн тенге, а потом снявшихся с учета в налоговых органах. С легальным бизнесом, по всей видимости, они решили завязать.

Напрашивается вполне естественный вопрос: кто же проверял весь этот аттракцион неслыханной щедрости за счет бюджета? Как оказалось, формально ни один госорган. Проводить мониторинг реализации проектов и вести реестр грантополучателей обязали сотрудников фонда развития предпринимательства “Даму”, при этом их отчет по итогам проверки носит лишь рекомендательный характер. Да и посещать объект бизнеса лично им вовсе необязательно. Так вот, директор регио­нального филиала фонда Ерлан ТУКТИБАЕВ сообщил лишь, что рекомендован возврат средств 38 выданных грантов на общую сумму 136,5 млн тенге, а по 43 проектам - продлить срок реализации.

Руководитель отдела управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Усен Исаев, тот самый, что не забывает о родне, попытался объяснить все эти факты лишь тем, что правила выдачи грантов не запрещают выдавать их женам акимов, родственникам членов комиссии, а также тем, у кого уже есть бизнес. Нет, мол, четких понятий о новизне, а потому как умели, так и понимали.

Складывалось впечатление, что результаты антикоррупционного мониторинга стали для них шокирующей новостью. Между тем еще в ноябре прошлого года антикор направил в управление и аналитическую справку со всеми фактами, и требование об устранении нарушений. Как выяс­нилось, выводы сделаны не были.

- Речь идет о бюджетных средствах, о народных деньгах! - возмутился откровенным бездействием первый заместитель руководителя департамента по противодействию коррупции Жандос ЖУМАБАЕВ

- За четыре месяца никаких действий по возврату нереализованных грантов. В суд на их получателей вы только собираетесь подать в апреле! Чем вы занимались все это время?!

Как оказалось, вели переписку с недовольными предстоящим возвратом миллионов в бюджет и убеждали вернуть деньги добровольно. Желающих, понятное дело, не нашлось. Антикор же, изучив правила предоставления грантов и особенности их выдачи по-шымкентски, пришел к выводу, что процедуру нужно принципиально менять.

- Предлагаем внести изменения в правила с учетом выявленных коррупционных рисков, - заявил Жандос Жумабаев. - Оценку проектов сделать четкой и понятной, информацию по решениям комиссии - максимально прозрачной. Дважды в год проводить внутренний анализ возможных нарушений. Прекратить практику пролонгации срока реализации бизнес-проектов. И самое главное - автоматизировать процессы рассмотрения за­явок и дальнейшего финансирования. Чем меньше в них будет человеческого участия, тем лучше.

Тем временем в Шымкенте готовятся к выдаче новых порций грантов. Цели заявлены самые благородные: поддержать, развить, создать и повысить. Для одних это будет грант для бизнеса, а для других, как выяснили борцы с коррупцией, бизнес на грантах.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть