4131

Должник с того света

Ссудную задолженность на умершего два года назад человека умудрились открыть специалисты шымкентского филиала Halyk Bank. Пытаясь доказать очевидное, вдова клиента никак не может выбраться из замкнутого круга.

Должник с того света

Лето 2020 года жительница Шымкента Жанакул БАКБАЕВА вспоминает со слезами: от коронавируса с разницей в один день скончались ее супруг и свекровь. Похороны родных людей в разгар пандемии стали для семьи большим горем. А спустя два года еще одно испытание приготовили для женщины уже банковские служащие.

На момент внезапного ухода 61-летний Оразбек АЛДАБЕРГЕНОВ, к тому времени уже пенсионер, всю жизнь проработавший в правоохранительных органах, имел кредит в Halyk Bank. Пенсию он получал на карточку. Платежи по кредиту вносил вовремя, просрочек не имел. 29 июня отца семейства не стало, 8 июля сын отнес копию свидетельства о смерти в банк, написав заявление о передаче отцовского кредита в проблемный отдел и его заморозке до вступления в наследство. В начале 2021 года Жанакул Бакбаева приступила к погашению кредита, постепенно выплатив оставшиеся 1 млн 400 тыс. тенге. Однако с последним платежом отношения вдовы и банка не прекратились.

В сентябре 2022 года счета самой Жанакул Бакбаевой оказались заблокированы. Арест, к ее удивлению, наложил судебный исполнитель, а основанием для этого стало решение Абайского районного суда Шымкента. Сама того не зная, женщина оказалась ответчиком по делу. Истцом - центр выплат “Правительства для граждан”. А объектом судебного спора, который так и прошел без участия Бакбаевой, - последняя пенсия ее мужа, перечисленная на его карточку в июле 2020 года.

- Мы были уверены, что оформ­ление свидетельства о смерти автоматически влечет за собой остановку начисления пенсионных начислений, - говорит вдова. - Тем более о его кончине мы уведомили Halyk Bank, предоставив копию документа и написав заявление.

Однако пенсия все же была перечислена, а банк ею распорядился по своему усмотрению. 10 июля с пенсионного счета был удержан ежемесячный платеж по кредиту - 88 248 тенге. В августе - еще один на такую же сумму. При этом вдова клиента, уверенная, что пенсия умершему супругу больше не приходит, о денежных перемещениях ни сном ни духом. Не сообщили ей об этом ни тогда, когда женщина запросила оставшуюся к погашению сумму, ни после, когда она полностью выплатила долг.

Спустя два года, в августе ­2022-го, очнулись в выплатном центре и принялись искать исчезнувшую со счета последнюю пенсию Оразбека Алдабергенова. Сотрудники банка, отвечая на резонный вопрос, заявили, что деньги, в сумме равные двум платежам по кредиту, сняли, дескать, родственники покойного. А остаток был перечислен в бюджет. Это утверждение о снятии и стало основанием для подачи иска в отношении Жанакул Бакбаевой. Женщина по решению суда, который прошел без ее участия, была вынуждена погасить всю сумму, включая госпошлину и оплату работы судисполнителя - всего ­227 тыс. тенге.

А затем начались вдовьи мытарства по поиску пропавшей пенсии мужа и тех, кто вольно ею распорядился. Дойдя до руководства филиала, Жанакул Бакбаева все же добилась принятия решения о возврате ей незаконно удержанной суммы. А еще и выдачи справки о том, что ее почивший супруг никаких долгов более не имеет, а значит, поминать его всуе больше не будут.

Однако спустя два месяца, в октябре этого года, у покойного супруга вновь появились долги перед банком, якобы не выплаченные за июль и август 2020 года. Вдове предлагают погасить задолженность в размере150 513 тенге за счет тех денег, что ей вернули на счет супруга. Ситуация закручена настолько, что никто из банковских сотрудников разобраться в ней не берется. Проще взять вдову измором и убедить ее дать согласие на погашение. И дело вовсе не в деньгах, признается Жанакул Бакбаева, которые, к слову, она не может получить, а в нежелании признать банком допущенную ошибку.

По мнению юриста Нуркена ЕСЕНОВА, банк не имел права после смерти человека и получения извещения об этом взыскивать средства с его счета в одностороннем порядке.

- Эти деньги относятся к имуществу и включаются в наследственную массу, подлежащую разделению среди наследников, - поясняет юрист. - Между тем вдове из-за действий банковских служащих был нанесен еще и материальный ущерб. В этом случае усматриваются признаки уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 195 УК “причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения”. Поэтому Бакбаева вправе обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть