В этом деле сплошные вопросы
О том, как следствие уводит от уголовной ответственности своего человека, чтобы переложить вину на другого, написано немало. Один руководитель издает сомнительные приказы, проводит госзакупки с подписанием необходимых тендерных документов, включая финансовые, в том числе акты проделанных работ. А в ходе расследования все это вменяют другому чиновнику, делая из него козла отпущения. Так считают представители экс-директора Национального музея Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ.
Больше полугода антикор расследует очередное громкое коррупционное дело о хищении 146 миллионов тенге в Нацмузее. Речь идет о проекте “Шествие Золотого человека по музеям мира”.
По словам представителей Мухамедиулы, документы подтверждают, что с его стороны не было никаких организационных или финансовых нарушений. И приводят свои доводы: администратором программы являлось Минкультуры и cпорта, которое утверждало сметы, расходы, выделяло средства. Проект “Выставка в Индии” был закрыт в 2020 году, государственный и внутренний аудиты не указывали на какие-либо нарушения.
Но у пинкертонов свои доводы. Все документы давно изучены, проведены следственные действия и различные экспертизы, но уголовное дело еще на стадии расследования.
По мнению стороны фигуранта, все документы по предъявленному обвинению подписывал директор Нацмузея с 2018 года, затем с 2019-го в качестве замдиректора Алмаз НУРАЗХАН. Представители Мухамедиулы уверяют, что именно г-н Нуразхан курировал в течение долгого времени проведение выставки “Шествие Золотого человека по музеям мира”. В частности, будучи директором Нацмузея, он до назначения Мухамедиулы занимался проведением выставки в Индии, а позже в ранге замдиректора по-прежнему вел этот проект.
20 января 2020 года был проведен конкурс по госзакупкам под руководством Нуразхана, победителем объявлено ТОО “Экспонат”, которое осуществляло закуп музейных витрин, - как раз здесь, по данным следствия, и были похищены бюджетные средства. Для подтверждения своих доводов антикор назначил несколько аудиторских проверок. Но эксперты института судебных экспертиз Минюста, ТОО “Альянс судебных экспертиз” не подтверждают сумму разницы в 146 миллионов тенге по стоимости музейных витрин в количестве 35 штук.
Сторона Мухамедиулы ссылается на протокольное решение главы государства от 29 мая 2022 года, где четко указано о недопустимости предъявления обвинения по результатам неподтвержденных выводов аудиторских заключений. Есть указание Генпрокуратуры от 2 сентября 2022 года о прекращении уголовных дел, возбужденных на основании выводов аудиторских компаний. Но эти нормы следствием игнорируются, считают Мухамедиулы и его защита. И задаются вопросом: почему замдиректора Нуразхан не привлечен к ответственности, а Мухамедиулы находится в изоляции уже седьмой месяц?
Ранее в СМИ были опубликованы заявления работников ТОО “Экспонат” - замдиректора Азамата КОШЕНОВА, главного бухгалтера Айым САДВАКАСОВОЙ - о пытках со стороны следователей антикора на имя генерального прокурора.
Напомним, 14 июня 2022 года с санкции суда замдиректора “Экспоната” Кошенова поместили под стражу и обвинили в причастности к хищению средств. Но он отрицает свою причастность к этому преступлению. Со слов его родных, следствие продолжает применять присущие старому Казахстану методы.
“Один из сотрудников антикора, некий Нурдаулет Б., заставил оплатить супругу подозреваемого билеты, купленные им якобы для сопровождения ее мужа из Туркестана в столицу. В качестве доказательства супруга приложила электронные чеки, скриншот перевода денег и аудиосообщения Азамата Кошенова, который взволнованно просил “срочно отправить 45 800 тенге на указанный номер телефона” - цитата с сайта “Азаттық рухы” от 22 июля 2022 г. (Требовал оплатить авиабилеты: сотрудника антикора обвинили в незаконных действиях.).
- 16 мая, когда начались все эти разбирательства, работники антикора вместе с Нурдаулетом забрали мужа прямо из дома. Спустя время у меня потребовали отправить деньги на указанный номер телефона якобы на авиабилеты. Кроме того, за такой недолгий срок задержания супруг уже успел оказаться под психологическим давлением. По его рассказам, над ним также подшучивали и издевались, спрашивая что-то вроде: “Ну как тебе в СИЗО, нравится?”, “А не проще ли дать показания против Мухамедиулы?”, “Лучше подумай хорошо над своим решением”, - рассказывала журналистам супруга задержанного Анар АЛИЕВА.
- О хищении средств не может быть и речи, так как все услуги были оказаны в срок и соответствуют условиям всех технических спецификаций. Внешняя ситуация из ряда вон выходящая. Мы сами не ожидали, что эта жалоба найдет свое продолжение в уголовном деле. Мы, сотрудники компании в лице руководства и рядовых служащих, считаем, что выполняли свою работу на совесть. Претензий к нам со стороны сотрудников и руководства музея не было, они приняли работу и остались довольными. Хочу отметить, что все первичные документы были предоставлены. Честно говоря, я не понимаю, чего от нас хотят и зачем пытаются пришить это дело. Я также не понимаю, почему антикор, пытаясь называть нас ОПГ, не учитывает, что мы имеем право вести бизнес. Мы разложили все по полочкам, разъяснив, на что были потрачены средства, но нас и слушать не желают - просто идут против нас, - утверждает главный бухгалтер компании Айым Садвакасова.
По словам Азамата Кошенова, все документы подписывал Алмаз Нуразхан, а не Мухамедиулы. На Telegram-канале “Дикая Орда” опубликована статья “Старые методы нового Антикора” (22 июля 2022 г.).
“...Азамат Кошенов утверждает, что никогда не встречался с Арыстанбеком Мухамедиулы. Договоры по организации выставок подписывал замдиректора Нацмузея Алмаз Нуразхан. Со стороны ТОО - директор Абай Жакупов. Однако, по словам Кошенова, оперативники антикора проигнорировали эти факты и потребовали дать ложные показания на Мухамедиулы. А когда он отказался наговаривать на экс-министра, его задержали и начали оказывать психологическое давление”.
О таких же фактах давления заявила и бухгалтер ТОО.
- Мне угрожали арестом, а также тем, что мою пятилетнюю дочь определят в детский дом. Следователь Тажибаев сказал мне: “Вам будет приятно, если мы при вашей дочери наденем на вас наручники?” - рассказывает Айым Садвакасова.
Между тем в своем послании народу Казахстана президент особо отметил необходимость обеспечения качества правосудия. По словам главы государства, построение Справедливого Казахстана только начинается, впереди тернистый путь. Этот курс незыблем и будет продолжен при любых обстоятельствах, в том числе при расследовании уголовных дел.
P.S. В среду Арыстанбеку Мухамедиулы продлили срок содержания под стражей еще на месяц.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы