Путь Абаева
Кинофестиваль "Евразия", который пройдет с 12 по 18 декабря, обойдется налогоплательщикам в миллион долларов.
![Путь Абаева](/files/000/059/PaXqGhg0D_502.jpg)
На этой неделе журналисты, пишущие на культурные темы, получили официальное приглашение пройти регистрацию на "Самый крупный кинофорум страны, аккредитованный Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров FIAPF". Речь, как не трудно догадаться, идет о кинофестивале "Евразия".
Мероприятие, судя по пресс-релизу, организовано в спешке, и до его начала осталось чуть больше недели. Правда, пока нет ни списка фильмов-участников, ни фамилий звезд мирового кинематографа, готовых бросить все дела и приехать в Казахстан.
О кинофестивале "Евразия" известно лишь только то, что договор на его проведение Министерство культуры и спорта заключило без проведения конкурса госзакупок - способом из одного источника. Счастливчиком, получившим 495 миллионов тенге на организацию ивента, стало российско-казахстанское ТОО "Техсервис okno-tv.kz".
Этот кинофестиваль впервые был проведен в далеком 1998 году и стал традиционным, но потом наступила пауза в связи с пандемией и карантином. Возродить тусовку киношников решили в этом году, в профильном министерстве даже организовали тендер для определения победителя, но ни одна из шести компаний, подавших заявки, не устроила заказчика. В результате чиновники выбрали победителя сами, доверив мероприятие фирме, специализирующейся на поставке оборудования. Как объяснил в официальном комментарии вице-министр Нуркиса ДАУЕШОВ, выбор пал на претендента, имеющего "аккредитацию FIAPF на проведение фестиваля".
И вот тут начинается самое интересное. Высокопоставленный чиновник то ли ошибся, то ли намеренно ввел в заблуждение казахстанцев. Дело в том, что аккредитацию FIAPF выдают не компаниям-организаторам, а самим кинофестивалям. Заветной бумажкой на данный момент обладают 46 форумов, в том числе всемирно известные Берлинский, Каннский, Венецианский и другие кинофестивали.
Более того, на сайте организации даже есть календарь мероприятий, но почему-то в декабрьском графике федерации кинопродюсеров нет "Евразии". Туринский и фестиваль фильмов "Нуар" в Милане есть, а "самого крупного кинофорума Казахстана, аккредитованного FIAPF" - нет. Согласитесь, это очень странно.
А еще в казахстанской киноиндустрии активно рассылают письма от лица международной организации, в котором сказано, что "Евразия" два года не платила членские взносы и сейчас должна федерации пять тысяч евро. Быть может, поэтому и в календарь его не включили?
Впрочем, по большому счету, не так уж и важно, почему в министерстве выбрали своего подрядчика, проигнорировав систему госзакупок. Да и отношения с FIAPF можно оперативно восстановить, нужны всего-то пять тысяч евро, и, глядишь, "Евразия" вернется в расписание кинофестивалей. Вопрос в другом: почему столь важное для отрасли мероприятие организуют в такой спешке и для чего его нужно проводить, если за десять дней до прохода по красной дорожке непонятно, кто же на ней появится?
В инстаграм-аккаунте "Евразия" появились лишь три публикации. В одной сказано, что фестиваль возвращается, в другой перечислен список звезд, ранее приезжавших в Казахстан, а в третьей указано, что символом мероприятия станет всадник, стреляющий из лука.
Понятно, что в программу мероприятия запихнут всех желающих, кто хотел бы поучаствовать, а для украшения праздника из Голливуда выпишут, например, звезду самого первого "Мортал Комбата" Кэри-Хироюки ТАГАВУ. То есть худо-бедно, все это как-нибудь упакуют, не зря же выделили миллион долларов.
Но актуальным остается вопрос: ради чего все это? Крупные фестивали проводят в строго оговоренные даты, режиссеры и продюсеры планируют премьеры своих картин на этих площадках, звезды выстраивают графики своих поездок, чтобы принять в них участие. "Евразию" же даже не могут провести в одной локации - церемонию открытия и закрытия запланировали в театре оперы и балета имени Абая, а сами фильмы будут крутить в одном из торговых центров города. Вход бесплатный, но есть большие сомнения, что зрители будут выпрашивать друг у друга лишний билетик.
Одним словом, все это выглядит так, словно в Министерстве культуры и спорта просто хотят освоить заложенные в бюджет средства. Летом, когда проводился открытый конкурс по определению будущего организатора кинофестиваля, заказчик выставил невыполнимые для претендентов условия. Но осенью, когда на горизонте замаячила перспектива попасть в число тех, кто получил государственные деньги и не смог потратить, договор оперативно заключили способом из одного источника. И вот теперь миллион долларов надо использовать по назначению.
И в этом заключается главная проблема нашего законодательства. Если в бюджетной заявке госоргана есть статья расходов и на нее выделена определенная сумма, чиновники должны разбиться в лепешку, но освоить деньги. Пусть неэффективно, как в случае с кинофестивалем, но лишь бы без нарушений, и чтобы закрыть акты до окончания действия контракта. И совершенно не важно, кто будет сидеть в жюри, а кто сможет претендовать на статуэтку всадника с луком.
Очевидно, что с бездумным освоением денег налогоплательщиков нужно что-то делать. Кто-нибудь из министров или акимов должен публично заявить, что необходимо менять отношение к обязательным расходам. В эти дни, например, жители Экибастуза замерзают от холода, потому что там вышла из строя городская система отопления. На 495 миллионов тенге, просто выброшенных на фестиваль без участников и гостей, можно было бы приобрести 15-20 тысяч хороших электрических обогревателей. Но вместо этого нам покажут высоких чиновников от Минкульта, дефилирующих по красной дорожке во главе с министром Дуреном АБАЕВЫМ. И, возможно, Кэри-Хироюки Тагаву.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы