5209

Путь Абаева

Кинофестиваль "Евразия", который пройдет с 12 по 18 декабря, обойдется налогоплательщикам в миллион долларов.

Путь Абаева

На этой неделе журналисты, пишущие на культурные темы, получили официальное приглашение пройти регистрацию на "Самый крупный кинофорум страны, аккредитованный Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров FIAPF". Речь, как не трудно догадаться, идет о кинофестивале "Евразия".

Мероприятие, судя по пресс-релизу, организовано в спешке, и до его начала осталось чуть больше недели. Правда, пока нет ни списка фильмов-участников, ни фамилий звезд мирового кинематографа, готовых бросить все дела и приехать в Казахстан.

О кинофестивале "Евразия" известно лишь только то, что договор на его проведение Министерство культуры и спорта заключило без проведения конкурса госзакупок - способом из одного источника. Счастливчиком, получившим 495 миллионов тенге на организацию ивента, стало российско-казахстанское ТОО "Техсервис okno-tv.kz".

Этот кинофестиваль впервые был проведен в далеком 1998 году и стал традиционным, но потом наступила пауза в связи с пандемией и карантином. Возродить тусовку киношников решили в этом году, в профильном министерстве даже организовали тендер для определения победителя, но ни одна из шести компаний, подавших заявки, не устроила заказчика. В результате чиновники выбрали победителя сами, доверив мероприятие фирме, специализирующейся на поставке оборудования. Как объяснил в официальном комментарии вице-министр Нуркиса ДАУЕШОВ, выбор пал на претендента, имеющего "аккредитацию FIAPF на проведение фестиваля".

И вот тут начинается самое интересное. Высокопоставленный чиновник то ли ошибся, то ли намеренно ввел в заблуждение казахстанцев. Дело в том, что аккредитацию FIAPF выдают не компаниям-организаторам, а самим кинофестивалям. Заветной бумажкой на данный момент обладают 46 форумов, в том числе всемирно известные Берлинский, Каннский, Венецианский и другие кинофестивали.

Более того, на сайте организации даже есть календарь мероприятий, но почему-то в декабрьском графике федерации кинопродюсеров нет "Евразии". Туринский и фестиваль фильмов "Нуар" в Милане есть, а "самого крупного кинофорума Казахстана, аккредитованного FIAPF" - нет. Согласитесь, это очень странно.

А еще в казахстанской киноиндустрии активно рассылают письма от лица международной организации, в котором сказано, что "Евразия" два года не платила членские взносы и сейчас должна федерации пять тысяч евро. Быть может, поэтому и в календарь его не включили?

Впрочем, по большому счету, не так уж и важно, почему в министерстве выбрали своего подрядчика, проигнорировав систему госзакупок. Да и отношения с FIAPF можно оперативно восстановить, нужны всего-то пять тысяч евро, и, глядишь, "Евразия" вернется в расписание кинофестивалей. Вопрос в другом: почему столь важное для отрасли мероприятие организуют в такой спешке и для чего его нужно проводить, если за десять дней до прохода по красной дорожке непонятно, кто же на ней появится?

В инстаграм-аккаунте "Евразия" появились лишь три публикации. В одной сказано, что фестиваль возвращается, в другой перечислен список звезд, ранее приезжавших в Казахстан, а в третьей указано, что символом мероприятия станет всадник, стреляющий из лука.

Понятно, что в программу мероприятия запихнут всех желающих, кто хотел бы поучаствовать, а для украшения праздника из Голливуда выпишут, например, звезду самого первого "Мортал Комбата" Кэри-Хироюки ТАГАВУ. То есть худо-бедно, все это как-нибудь упакуют, не зря же выделили миллион долларов.

Но актуальным остается вопрос: ради чего все это? Крупные фестивали проводят в строго оговоренные даты, режиссеры и продюсеры планируют премьеры своих картин на этих площадках, звезды выстраивают графики своих поездок, чтобы принять в них участие. "Евразию" же даже не могут провести в одной локации - церемонию открытия и закрытия запланировали в театре оперы и балета имени Абая, а сами фильмы будут крутить в одном из торговых центров города. Вход бесплатный, но есть большие сомнения, что зрители будут выпрашивать друг у друга лишний билетик.

Одним словом, все это выглядит так, словно в Министерстве культуры и спорта просто хотят освоить заложенные в бюджет средства. Летом, когда проводился открытый конкурс по определению будущего организатора кинофестиваля, заказчик выставил невыполнимые для претендентов условия. Но осенью, когда на горизонте замаячила перспектива попасть в число тех, кто получил государственные деньги и не смог потратить, договор оперативно заключили способом из одного источника. И вот теперь миллион долларов надо использовать по назначению.

И в этом заключается главная проблема нашего законодательства. Если в бюджетной заявке госоргана есть статья расходов и на нее выделена определенная сумма, чиновники должны разбиться в лепешку, но освоить деньги. Пусть неэффективно, как в случае с кинофестивалем, но лишь бы без нарушений, и чтобы закрыть акты до окончания действия контракта. И совершенно не важно, кто будет сидеть в жюри, а кто сможет претендовать на статуэтку всадника с луком.

Очевидно, что с бездумным освоением денег налогоплательщиков нужно что-то делать. Кто-нибудь из министров или акимов должен публично заявить, что необходимо менять отношение к обязательным расходам. В эти дни, например, жители Экибастуза замерзают от холода, потому что там вышла из строя городская система отопления. На 495 миллионов тенге, просто выброшенных на фестиваль без участников и гостей, можно было бы приобрести 15-20 тысяч хороших электрических обогревателей. Но вместо этого нам покажут высоких чиновников от Минкульта, дефилирующих по красной дорожке во главе с министром Дуреном АБАЕВЫМ. И, возможно, Кэри-Хироюки Тагаву.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть