За чей счёт банкет?!
В Актобе на подаренный спонсорами центр настольного тенниса стоимостью 1,7 млрд тенге власти провели… госзакупки на такую же сумму
В начале ноября в Актобе помпезно презентовали солидный спортивный объект. Громадное здание общей площадью 3,8 тыс. квадратных метров возвели в Авиагородке. В день открытия на всех 16 столах спортшколы бойко шла игра. Теннисисты разных возрастов проворно отбивали мячи новенькими ракетками. Немногочисленные болельщики поддерживали игроков, гости селфились. За всем этим великолепием наблюдал главный гость - аким Актюбинской области Ералы ТУГЖАНОВ.
- Здоровый образ жизни граждан является базовым условием формирования здоровой нации. Глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил уделить особое внимание развитию спорта, обеспечить поэтапное строительство спортивной инфраструктуры. Это приоритетная задача, имеющая стратегическое значение, - отметил тогда глава региона.
Чиновник привел небольшую статистику о занимающихся настольным теннисом актюбинцах, поведал о планах строительства новых спортобъектов. И конечно же, не забыл тепло поблагодарить спонсоров, руководство АО “СНПС-Актобемунайгаз”, без которых не состоялся бы этот проект. Этим он, собственно, и смутил некоторых любознательных актюбинцев.
Дело в том, что на здание, если верить словам главы региона, построенное за счет меценатов, акимат успел разыграть… тендеры. Состоялись конкурсы также на проведение инженерных сетей. И даже на закуп теннисных столов. Соответствующие сведения об этом содержит сайт госзакупок.
В частности, летом и осенью прошлого года, когда регионом рулил Ондасын УРАЗАЛИН, бюджет выделил на технадзор за строительством центра более 14 млн тенге. Победителем по итогам конкурса на госзакупки признана фирма “Нур-Алем Курылыс”.
Еще был проведен конкурс на услугу по управлению проектом на сумму почти 18 млн тенге. Право представлять ежемесячный отчет заказчику о ходе строительства получило ТОО “Алатау Сапа Курылыс”. В 109 млн тенге обошлось возведение инженерных сетей. Победителем признан “КазЕвроСтрой”. А на 100 комплектов теннисных столов с ракетками, сетками и мячами из казны было выделено 119 млн тенге. В поставщиках значится ИП Мейранбек.
Что касается возведения самого центра настольного тенниса, то на него бюджет заложил 1,7 млрд тенге. В строке об источнике финансирования так и указано: “за счет бюджетных средств, за исключением средств софинансирования по правительственным внешним займам или связанным грантам”. Заказчиком указано областное управление строительства, архитектуры и градостроительства. Подрядчиком - компания “АССАНА-ДорСтрой”.
Сами госзакупки на строительство здания были проведены в ноябре 2021 года. И это в то время, когда стройка уже шла полным ходом как минимум три месяца. Об этом даже свидетельствуют сделанные в августе 2021-го фотографии. На них красуется каркас будущего центра.
Не менее любопытен и тот факт, что летом прошлого года президент областной Федерации настольного тенниса Руслан ХАМБАРОВ заявил прессе, что на строительство объекта из бюджета не будет потрачено ни тиына (см. “Пинг-понг - в массы”). Не указывая спонсора, он тогда назвал конкретную сумму, выделенную инвесторами: все те же 1,7 млрд тенге.
Имя мецената стало известно, как уже было отмечено, только в день презентации. Попутно выяснилось, что АО “СНПС-Актобемунайгаз” раскошелилось не только на стройку, но и на закуп оборудования.
- Мы в Алматы построили Дворец настольного тенниса и помогли обеспечить центр высокопрофессиональным тренером из Китая. Наша компания в 2020-2021 годах профинансировала строительство центра настольного тенниса в Актобе “под ключ”. Еще профинансировала международные соревнования, которые состоялись в день презентации. Мы, видимо, поможем и олимпийским властям, и исполнительным властям также пригласить китайского тренера в Актобе, - пообещал заместитель руководителя администрации генерального директора АО “СНПС-Актобемунайгаз” Юрий ШИКАРЕВ.
Он не стал называть точный объем средств, выделенных недропользователем на реализацию проекта, но отметил, что “мы можем” принять сумму в 1,7 млрд тенге.
- Весь промышленный бизнес имеет практику заключения одинаковых стандартных меморандумов о взаимодействии на социальном поле. Мы за всю свою деятельность 17 таких меморандумов уже заключили, - поделился Юрий Шикарев. - При строительстве этого дворца (актюбинский центр настольного тенниса) акимат принял (средства) от нашей компании в специализированный акиматовский фонд социального развития регионов под названием “Парыз”.
С самим фондом, у которого на дверях даже не оказалось таблички, и вовсе приключился конфуз.
- Вот строительство центра искусств (сдан пять лет назад на средства АО “СНПС-Актобемунайгаз”): составляется трехсторонний договор между управлением строительства, “Парызом” и спонсором. Деньги идут прямо подрядчикам. Мы отчитываемся перед спонсором. Про центр настольного тенниса не знаю, - был конкретен 74-летний директор актюбинского общественного фонда “Парыз” Есимкан ЕСЕНБАЕВ.
По его словам, после того как деньги поступают в “Парыз” (фонд стопроцентно частный), управления строительства или ЖКХ, как заказчики, определяются с застройщиками, а сам фонд перечисляет деньги подрядчику.
- Мы работаем в сотрудничестве с акиматом. Акимат контролирует. Я за перечисленные средства ежедневно даю сведения - поступление и расход. Отчитываюсь курирующему заместителю акима области, - отметил Есимкан Есенбаев. - Раньше курирующими были Руслан Хамбаров, потом Ермек КЕНЖЕХАНУЛЫ.
К слову, оба они уже успели покинуть свои посты. Тем не менее Хамбаров на вопрос, могут ли спонсорские деньги осваиваться через госзакуп, посоветовал обратиться в акимат. По его словам, из Федерации настольного тенниса он ушел еще в августе этого года. Попытка связаться с экс-акимом области Ондасыном Уразалиным, чтобы получить комментарии, не увенчалась успехом. Прочитав сообщения собкора “Времени”, он заблокировал его телефон в WhatsApp, на звонки не отвечал.
Зато директор “Парыза” как на духу выложил: на деньги, поступившие в фонд, госзакуп не проводится.
В итоге напрашиваются разные вопросы: куда ушли бюджетные средства, если строительство центра профинансировал спонсор? Или, наоборот, что стало с деньгами мецената, если, по сведениям сайта госзакупок, проект был реализован на деньги налогоплательщиков?
Кстати, тема прозрачности фондов, куда перечисляются деньги от местных недропользователей и других промышленных гигантов, сейчас в Актобе довольно актуальна. Местные правдоискатели Александр МАНДРЫКИН и Мурат ЖАКИЕВ уже который месяц не могут выяснить, куда, к примеру, делись казхромовские 53 млн тенге. Их инвестор еще четыре года назад в рамках меморандума выделил на строительство внешних инженерных сетей и благоустройство дворовой территории 90-квартирного жилого дома в микрорайоне “Батыс-2”. Однако власти так и не смогли показать, на какой именно дом они израсходовали эти средства.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Айзата АТШЫБАЕВА, Актобе