2067

Сутяга с нашего двора

Житель Усть-Каменогорска поочередно судится со своими соседями по дачному массиву, которые, как он считает, его оскорбили. Причем припоминает даже события 6-летней давности.

Сутяга с нашего двора

Поздним вечером 22 июля 2020 года в одном из садоводческих обществ было неспокойно. Председателю сообщили, что один дачник - 52-летний Александр Петрович, которому отключили электроэнергию - пришел с монтировкой к трансформатору. У источника энергоснабжения стали собираться люди.

К счастью, монтировка в ход не пошла, и, несмотря на то что людей переполняли эмоции, до матов тоже дело не дошло. Однако один из дачников - мужчина пенсионного возраста - назвал виновника незапланированного собрания "чертом моржовым". Александр Петрович тоже в долгу не остался и в ответ обозвал пенсионера "шаболдой".

Наверняка большинство собравшихся у транформатора "по фене не ботают" и не придали значения этим словам. Но только не Александр Петрович. По его мнению, на жаргоне "черт моржовый" означает "опустившийся". А посему счел эти слова из уст пенсионера прилюдным оскорблением. Он почти год вынашивал план мести и в итоге обратился в уголовный суд, чтобы наказать своего обидчика по статье 131 "оскорбление".

Понадобилась не одна экспертиза, чтобы судья пришла к выводу: унизить честь и достоинство человека можно лишь словами, имеющими неприличную форму. То есть циничными или нецензурными. А слово "черт" вполне себе нормативное, употребляемое в литературном языке и входящее во все словари русского языка.

Пенсионера оправдали, и... настал его черед идти в суд! Он порылся в словарях и понял, что его выражение "черт моржовый" - безобидное по сравнению с тем, как его обозвал Александр Петрович. "Шаболда", оказывается, означает "распутница", "девушка легкого поведения". И снова уголовному суду №2 пришлось изучать видеозапись с того злополучного собрания, выяснять, кого и кто обозвал, и является ли слово "шаболда" неприличным.

И тут пенсионеру дали пищу для размышления: что же конкретно его оппонент имел ввиду, называя его "шаболдой"? Дело в том, что в словаре русских жаргонов у этого слова сразу несколько значений: проститутка, бродяга и мелкий воришка. Имеется это словечко и в толковом словаре В. Даля, где записано, что "шаболда" - это брехун, болтун, негодный человек.

Поскольку толкование слова "шаболда" неоднозначное, а все сомнения, как известно, толкуются в пользу подсудимого, Александра Петровича тоже оправдали.

Но тот и после этого не угомонился. Так и не смог он простить "черта моржового" и пошел попытать счастья в гражданский суд. Теперь там он пытался доказать, что пенсионер его оскорбил, поэтому должен выплатить 150 тысяч тенге в качестве возмещения морального вреда.

Ответчик парировал: истец не предоставил доказательства того, что он "нравственно страдал", поэтому, дескать, о каком ущербе может идти речь? В общем, Александр Петрович остался на бобах.

И снова мужчина взял паузу на год, чтобы осенью этого года опять продолжить судебные тяжбы. Только на сей раз он вспомнил события аж 2016 года, происходившие все в том же дачном массиве. Тогда другой дачник заявил Александру Петровичу, что он "самый настоящий мошенник". На этот раз суду не пришлось штудировать толковые словари, поскольку истец, оказывается, уже судился по этому поводу в 2016 году со своим обидчиком и не только.

Тогда мужчина подавал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к нескольким дачникам, которые голословно обвинили его в краже журнала садоводческого товарищества, подделке в нем записей и квитанций об оплате электроэнергии… За что, собственно, сами и поплатились.

Но Александр Петрович все не унимался. Теперь-то он знал, что вся соль в том, чтобы слово было неприличным, и, видимо, скрупулезно перебирал в голове все собрания в дачном обществе и вспоминал, кто, когда и как его еще обзывал. И вспомнил! На том же собрании, 22 июля 2022 года, одна из дачниц в сердцах ляпнула: "Ты хамло самое натуральное".

Вот ее-то в октябре этого года Александр Петрович и хотел призвать к ответу. Только не в уголовном, а сразу в гражданском суде, запросив компенсацию морального вреда в размере 120 тысяч тенге.

И вот тут Петровичу наконец повезло. Суд пришел к выводу, что слово "хамло" неприличное, но оценил нравственные страдания истца в 50 тысяч тенге. Но что-то подсказывает, что решение суда обязательно будет обжаловано в апелляционной инстанции…

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть