2381

На юге бедность не порок

Алименты в 10 тысяч: как скрывают доходы получатели АСП

На юге  бедность не порок
Получатели АСП неоднократно собирались у акимата требовать еще больше пособий.

331 семья в Туркестанской области незаконно получала адресную социальную помощь. 27 млн из уже выплаченных 38,5 млн тенге добровольно вернули в бюджет. Впрочем, с каждым годом и получателей, и нарушителей становится меньше. Хотя и уловки тех, кто все еще стремится получить то, что не положено, все хитрее. Энциклопедию способов того, как обходят закон в надежде получить пособие по бедности, можно составить на примере только одной Туркестанской области - самого густонаселенного и многодетного региона страны.

Ниже черты бедности здесь проживают сегодня 182 тысячи человек - 8,7 процента от общей численности жителей. В прошлом году, по данным управления координации занятости и соцпрограмм Туркестанской области, этот показатель был больше - 214 тысяч человек. АСП получают 32 тысячи 68 семей, в сентябре прошлого года их было около 39 тысяч. В денежном выражении: 8,7 млрд тенге против прошлогодних 9,3 млрд. Справедливости ради стоит сказать, что несколько тысяч семей, воспользовавшись помощью государства, все же сумели выбраться из нищеты. Сегодня в области продолжается инвентаризация всех назначений: управление координации занятости и соцпрограмм совместно с антикором проверили больше 25 тысяч дел.

Практически половина получателей АСП - многодетные семьи, еще 3,7 тысячи - матери-одиночки.

- Если говорить о неполных семьях, претендующих на пособие, то, как показывает анализ, больше половины из них - фиктивно разведенные супруги, которые по-прежнему проживают вместе, - поясняет руководитель управления координации занятости и соцпрограмм Асия ТЕМИРБАЕВА. - Еще 36 процентов - одинокие матери, которые родили детей вне брака, и только 7 процентов - неполные семьи в результате смерти одного из родителей.

И как показывает практика, фиктивными у местных женщин могут быть не только разводы, но и алименты. Последние, к слову, обязательны для начисления АСП. Если отец ребенка жив, то женщина должна подать иск на их взыскание. Иначе пособие не начислят. Так вот, главная хитрость состоит в том, чтобы их размер не увеличил доход семьи до суммы, превышающей черту бедности. Так и появляются алименты в 10 тысяч тенге на ораву ребятишек.

- Одна из заявительниц оформила досудебное соглашение с отцом ее четверых детей на выплату 10 тысяч тенге каждый месяц на всех: мол, согласна и на такую сумму, - комментирует руководитель отдела управления Назира СЕЙДУЛЛАЕВА. - Другая семья оформила соглашение о взыскании алиментов через медиацию без самого ответчика, который в это время находился за пределами страны. Женщины для получения пособия с готовностью живут без оформления брака и рожают детей, не оформляя отцовства. Шесть-семь детей - и все с формой 04 как мать-одиночка. И у всех один ответ: “Захотела - родила!” Кстати, в этом случае дети не могут претендовать ни на пособие по утере кормильца, если отца не станет, ни на наследство.

Одной из жительниц Сары­агашского района все же отказали в начислении АСП по причине существующего супруга, пусть и неофициального. Но то, что участковая комиссия обнаружила обман, ее не остановило. Возмущенная отказом, женщина подала в суд на органы занятости и выиграла дело. Суд оказался на ее стороне: муж без регистрации - вовсе не муж, а значит, пособие бедной матери, “в одиночку” воспитывающей детей, положено.

Дом, в котором живет получатель адресной соцпомощи, Кентау.

Еще одна уловка, позволяющая продлить срок получения пособия, - фиктивное трудоустройство и увольнение. Согласно требованиям трудоспособные матери обязаны идти работать, если младшему ребенку больше трех лет. Они и идут. Ровно на квартал. А когда в связи с повышением дохода их лишают пособия, увольняются по разным причинам. Иногда фиктивно. И снова обращаются за помощью к государству. От общественных работ отказываются, предпочитая случайные заработки, когда платят за день работы без каких-либо гарантий и трудовых прав.

- Таким образом, люди годами получают пособие, даже не пытаясь выбраться из нищеты. Дети рождаются один за другим, матери находятся в вечном дек­рете, не имея ни специальности, ни перспектив, - поясняет Назира Сейдуллаева. - Глядя на них, дочери поступают так же. У нас есть пример, как получательница АСП привела затем для подачи заявления свою старшую дочь с малолетним ребенком. По закону мы не имеем права ограничивать срок получения пособия. Но, скорее всего, такая норма все же необходима. Иначе из этого замкнутого круга выхода нет.

К слову, значительно снизить количество нарушений в начислении АСП помогла интеграция баз данных государственных органов, снижающая шансы обмануть государство, прикинувшись голытьбой без крыши над головой и клочка земли. Сегодняшняя система выдает о заявителе все: от количества детей и их статуса до имущества и количества скота. Есть доступ к базам данных Минсельхоза, земкома, управления жилья, органов образования и здравоохранения, судебных и налоговых органов. В итоге права в общем-то законного получения АСП лишились многие инвалиды, чьи родственники фиктивно оформили на них квартиры, земельные участки и машины, уходя тем самым от уплаты налогов. Кроме того, интеграция баз данных позволила увидеть сокрытое от государства имущество.

Особняк, который строит получатель АСП в Жетысае.

- Люди скрывали квартиры в городе, прописываясь у родственников в селе. Прятали от участковых комиссий скот и машины. К примеру, житель Казыгуртского района, имея два легковых и два грузовых автомобиля, незаконно получил АСП и сегодня возвращает полученные средства, - рассказывает Назира Сейдуллаева. - Житель Келесского района за полгода продал около 20 автомобилей, доходы от продажи которых скрыл от налоговых органов. Незаконно получал пособие на сумму более чем 400 тысяч тенге, которые уже вернул в бюджет.

За каждое выявленное при назначении АСП нарушение ответственность несут сотрудники органов занятости, в том числе и уголовную. А вот участковые комиссии в сельских округах, на основе заключений которых и назначают пособие, вроде как не при делах, хотя именно они имеют возможность показать истинное материальное положение семьи либо скрыть его от посторонних, будучи заинтересованными. Никто же в аул специально не поедет. Чтобы исключить возможные коррупционные риски, на сей раз проверяющие доберутся и до комиссий. Вполне возможно, что и тут не обошлось без соблазна поживиться за счет государства.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть