3726

В заданном направлении

Как поссорились Нурлан Каркенович с Ермеком Абильтаевичем

В заданном направлении

Такого в образовательной сфере еще не было! Профессор послал куда подальше проректора, потом публично извинился перед ним, но был уволен по статье “аморальное поведение”. Посчитав это личной обидой и местью, преподаватель обратился в суд с требованием восстановить его в должности и вернуть ему деньги за вынужденные прогулы. И выиграл дело!

Все началось в ноябре прошлого года. Профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая, преподаватель химии Нурлан АХМЕТОВ сидел вечером, уже после занятий, в своем кабинете в расстроенных чувствах. У него умер близкий родственник, нужно было организовывать поминки. Там же находился и его коллега профессор Каратай ШАЛАБАЕВ, который попросил стакан воды, чтобы утолить жажду.

Тут, по словам Ахметова, в кабинет без стука ворвался незнакомый ему человек. Он сделал вывод, что здесь происходит распитие спиртных напитков и нарушение трудовой дисциплины. Как выяснилось позже, незнакомец оказался новым проректором университета по исследовательской работе Ермеком БУРИБАЕВЫМ. Но Ахметов утверждает, что на тот момент ни он, ни Шалабаев не были знакомы с ним лично.

- Видимо, этот человек почувствовал себя большим начальником перед двумя профессорами и занялся нашим “воспитанием”. Требовал немедленно прекратить выпивку, которой не было, и убираться по домам, - вспоминает Нурлан Каркенович. - Мои попытки выяснить, кто он, не увенчались успехом. Я предложил незнакомцу сесть и разобраться, но он стал угрожать, что позвонит директору института. Я сказал, что он может звонить куда и кому хочет, а еще сказал: “Пошел на хрен”. Я считаю, что это широко использумое в народе выражение не является оскорблением. Это ведь направление!

Но, как выяснилось позже, это выражение все же очень оскорбило Бурибаева. Этот пустяк был раздут до университетского масштаба: сначала на месте составили акт нарушения, потом организовали целую дисциплинарную комиссию. Кстати, нет никаких доказательств того, что профессор действительно распивал на рабочем месте спиртные напитки: ни медицинского освидетельствования, ни анализа крови, в которой нашли бы алкоголь. Только устные обвинения.

На том же заседании комиссии Нурлан Ахметов все же принес публичные извинения за свою несдержанность. Признался, что погорячился. Однако, как указано в протоколе, Бурибаев заявил: “Я вас не простил”.

В итоге комиссия приняла решение уволить Ахметова по статье “аморальное поведение” - самой тяжелой для преподавателя. Соответствующий приказ ректора был подписан 29 ноября 2021 года.

Кстати, дисциплинарная комиссия тогда рассмотрела еще два аналогичных дела. Одно из них касалось сотрудников университетского издательства “Улагат”, которые организовали коллективную пьянку на рабочем месте. Другое - относительно профессора Шалабаева за нахождение в кабинете Ахметова в нетрезвом виде, хотя это тоже не доказано. Однако все они получили только строгий выговор, а Нурлан Каркенович лишился работы. Неужели фраза “пошел на хрен” заслуживает такой меры наказания?

- Если уж Бурибаев посчитал себя таким оскорбленным, он мог бы доказать этот факт по статье 131 Уголовного кодекса в суде или в административном порядке. Он ведь доктор юридических наук! Однако проректор выбрал путь бюрократического давления, - делится своим мнением Нурлан Ахметов. - Мы могли бы забыть эту неприятную историю и продолжить работать на благо науки. Но проректор поставил свою личную обиду и чувство мести выше профессионального долга.

Тут важно вспомнить, что Ахметов - не какой-то там рядовой преподаватель, а гордость КазНПУ. Он отработал здесь 35 лет, более 15 лет был деканом факультета химии, 10 лет - заведующим кафедрой. Был в свое время и проректором университета, и работником Министерства образования. Доктор педагогических наук, заслуженный деятель Респуб­лики Казахстан и ветеран труда.

Уволенный Ахметов не стал сдаваться и обратился в согласительную комиссию вуза, которая состоит из представителей администрации и профсоюзной организации. Однако и она не помогла.

- Эта комиссия может дать наде­жду на благоприятный исход дела для того, кто несправедливо уволен. Это может произойти там, где есть сильная профсоюзная организация, отстаивающая интересы своих членов. Но в КазНПУ имени Абая она оказалась слабой, под каблуком администрации, - поделился Ахметов.

Не найдя там защиты, весной 2022 года профессор обратился в Медеуский районный суд. Он требовал признать незаконными приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности, расторжение трудового договора, восстановить на работе в должности профессора. А еще взыскать с университета заработок за период вынужденного прогула с 29 ноября 2021 года по день восстановления на работе из расчета 504 487 тенге в месяц.

На заседании суда, которое проходило онлайн, присутствовал и наш корреспондент. В ходе процесса стали известны и другие подробности. Оказывается, государственный инспектор труда управления социального благосостояния Алматы в период с 20 по 25 января провела проверку законности увольнения Ахметова. И нарушений никаких не выявила!

Между тем судья Медеуского районного суда Айгуль КУСАИНОВА, изучив материалы дела, отметила: сторона ответчика не представила доказательства нецензурной брани, подтверждающие факт оскорбления человеческого достоинства. А ведь именно этот самый факт и был предметом рассмотрения на дисциплинарной комиссии и основанием для увольнения.

“Кроме того, Бурибаевым как дисциплинарной комиссии, так и суду не представлен и не доказан факт оскорбления человеческого достоинства, который был бы подтвержден психолого-филологичес­кой экспертизой либо в административном порядке, - говорится в решении суда. - Более того, как указано в акте, нахождение истца в нетрезвом состоянии ничем не подтверждено, соответствующее заключение специалиста отсутствует”.

Суд пришел к выводу, что основания для расторжения трудовых отношений с Ахметовым - аморальный поступок и нецензурная брань - не нашли своего подтверж­дения. А значит, работодатель при расторжении трудового договора допустил нарушение норм действующего законодательства.

В общем, в мае этого года судья вынесла решение: признать приказ о привлечении Ахметова к дисциплинарной ответственности незаконным и отменить его, восстановить профессора на работе, взыскать с КазНПУ имени Абая заработную плату за время вынужденного прогула в размере 2 522 435 тенге.

Университет не согласился с таким решением и обжаловал его в апелляционном суде. Но безу­спешно.

Получается, что сам Ахметов стал в этой ситуации жертвой.

- А извинились ли перед вами за доказанный судом факт незаконного увольнения? - спросила я Нурлана Каркеновича.

- Нет, - развел он руками.

Екатерина ТИХОНОВА, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы

Поделиться
Класснуть