Герой или прогульщик?
Уволенному за прогул во время январских событий полицейскому может помочь восстановиться на службе снимок фоторепортера
Пока еще бывший государственный автоинспектор группы дорожной и технической инспекции отдела административной полиции управления полиции Медеуского района Алматы Алмат АСЫЛБЕКОВ служил с 13 мая 2005 года. За 17 лет дослужился до звания капитана. Его карьера была идеальной, пока не произошли январские события.
- Мы получили приказ об усилении еще тогда, когда на улицах были мирные митинги. Следующий день прошел спокойно, беспорядки у нас начались 5 января, - вспоминает события Алмат Аcылбеков. - В центр Алматы стали стягиваться вооруженные дубинками гражданские лица. Во второй половине дня начались погромы, хаос, стрельба. Для разгона протестующих применили слезоточивый газ и светошумовые гранаты. Но эта мера их только разозлила.
В самый разгар беспорядков, как уверяет капитан полиции, они были на улице Толе би.
- Примерно в 14 часов 5 января мне позвонил командир. Приказал доложить, где мы находимся. На тот момент мы с ребятами, выстроившись с двух сторон улицы, ждали протестующих с улицы Момышулы. За моей спиной стояли начальник департамента полиции города Канат ТАЙМЕРДЕНОВ и два его заместителя. Я сказал своему командиру и про них, - говорит Асылбеков. - В это время характер митингов изменился. Против сил правопорядка выступили хорошо организованные группы боевиков, в арсенале которых были биты, обрезки арматуры, железные трубы и камни. Ситуация менялась ежесекундно...
В этой суматохе полицейский получил несколько ранений и потерял сознание. Неравнодушные горожане уберегли Алмата от более страшных последствий. Они переодели полицейского в гражданскую одежду и спрятали во дворе дома. Там он пролежал до наступления темноты, а потом в полуобморочном состоянии его доставили домой.
В тот день по всей стране было введено чрезвычайное положение.
Всю ночь Асылбеков провел в бреду. К сожалению, невозможно было вызвать скорую помощь, поэтому супруга полицейского была вынуждена просить о помощи соседку-врача, которая живет этажом выше. Женщина, по словам Алмата, оказала ему медицинскую помощь, прописала лечение на неделю.
Как только состояние Асылбекова улучшилось, он начал обзванивать коллег, но было бесполезно: все знают, что творилось со связью в те дни.
До своего руководства Алмат дозвонился только на второй день, предупредил, что его изрядно потрепали и он лечится дома. Есть даже распечатка звонков.
Но живой полицейский почему-то не особо обрадовал своего начальника. На работу Аcылбеков вышел через пять дней, а там его ожидал сюрприз: в отношении него возбудили служебное расследование по факту отсутствия на рабочем месте. Даже показали акт о том, что он отсутствовал на службе без уважительной причины с 8.00 до 13.00 и с 15.00 до 20.00 5 января.
Под документом подписались ответственные чины УП Медеуского района: начальник отдела административной полиции ДЖЕКСЕМБАЕВ, начальник административной полиции БЕГМАТОВ, начальник отдела криминальной полиции КАЙЫНБАЙ и государственный автоинспектор группы дорожной и технической инспекции отдела административной полиции МАХМЕТ.
Если бы этот документ был составлен в мирное время, вопрос о подлинности даже не поднимался бы.
- Но все же помнят, что творилось в те дни! Толпы вооруженных людей попытались захватить административные здания, офисы полиции и оружейный арсенал, был введен специальный план по защите зданий полиции, ребятам дали команду подготовиться к возможным атакам. Получается, что наш начальствующий состав производил ревизию личного состава и составлял акт на меня вместо охраны правопорядка! - возмущается полицейский. - Если бы меня не оглушили и не ранили, я бы в тот вечер и последующие дни был рядом с моими коллегами. Отстреливался бы от нападавших.
Полицейский рассчитывал на заседание дисциплинарной комиссии департамента полиции Алматы, где собирался доказать, что в момент массовых беспорядков был на передовой и что только полученные ранения лишили его возможности пять дней нести ратную службу.
- Без письменного объяснения, без проведения служебного расследования, без разъяснения допущенных нарушений я был уволен 25 января, - сетует Асылбеков.
Потеряв всякую надежду на победу, капитан полиции почти сдался, но однажды, читая о беспорядках 5 и 6 января, случайно увидел свою фотографию на одном из интернет-сайтов.
- Вы даже не представляете, какой это подарок судьбы! И я им должен был воспользоваться, - радуется Алмат. - Спасибо фотокорреспонденту Владимиру ТРЕТЬЯКОВУ, он придет на процесс, чтобы засвидетельствовать тот факт, что я не дезертир и во время январских событий не покидал свой пост. И только получив травму, вынужденно выбыл из строя.
Алмат надеется, что против таких фактов его начальство не попрет.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Талдыкорган