5167

Праздник репликантов

В Актобе попытка подрядчика Дома дружбы “клонировать” татар и все, что с ними связано, вызвала смех и разочарование

Праздник репликантов

Началось все с того, что в этом году актюбинское КГУ “Қоғамдық келісім”, к которому относятся все этнокультурные объединения (ЭКО) области, не стало напрямую заключать с ними договоры на проведение мероприятий стоимостью более 500 МРП. Иначе, как выяснилось, это будет считаться коррупцией. Таковы новые правила. В связи с этим учреждение провело конкурс, объ­единив в один лот сразу несколько мероприятий.

К примеру, четыре торжества от татаро-башкирского ЭКО “Шатлык” вошли в один лот общей стоимостью чуть больше 4 млн тенге. На эту сумму будущий победитель должен был провести такие празднества, как “Радуга детства” по случаю 1 июня, Сабантуй, “Татар кызы” и “Сайра, гармун”. Для каждого мероприятия подготовили отдельную техспецификацию, четко прописав, что конкретно входит в обязанности подрядчика. Им, к слову, стал ИП Жаманкул.

- После госзакупок меня, как председателя, руководство “Қо­ғам­дық келісім” познакомило с некой Нуржамал. Ее нам представили как подрядчика. От руководства было одно пожелание - работать совместно, - рассказывает председатель ЭКО “Шатлык” Эльвира ХАБИБУЛЛИНА.

Но сотрудничества не получилось. Споры возникли уже на стадии обсуждения пунктов техспецификации. В частности, после логичного, по сути, вопроса: будет ли произведена оплата услуги представителей ЭКО “Шатлык”, раз им сказали выступать на выигранных предпринимателем мероприятиях и всячески помогать ему с организацией?

- Если говорить о “Радуге детства”, то концепцию этого мероприятия я разрабатывала лично. Это мой авторский интеллектуальный труд. Что касается Сабантуя и других наших торжеств, то там тоже свои сценарии, придуманные нами. Национальные костюмы и музыкальные инструменты тоже наши, мы сами их шили и закупали. Артистов тоже сами готовим, - говорит Эльвира Хабибуллина. - Четыре мероприятия - они масштабные, ответственные, рассчитанные на огромное количество людей. Поэтому я так и сказала: мы готовы к сотрудничеству, все сделаем, у нас есть и музыканты, и артисты, и танцоры, только произведите адекватную оплату наших услуг. Также сказала, что в случае оплаты актив “Шатлыка” намеревается на поступившую сумму закупить микрофоны, дополнительно костюмы и многое другое для ЭКО. В общем, тогда я все расчеты обосновала. Но меня тут же вызвали к руководству и влепили в лоб, что я занимаюсь коррупцией.

Те, кто угощался учпучмаком и чак-чаком, на костюмы не обращали внимания.

После такого поворота шатлыковцы решили отказаться от участия во всех мероприятиях.

- Мне и подрядчик, и руководство “Қо­ғам­дық келісім” сказали: Сабантуй - это же ваш праздник, вы же все равно его будете проводить! Я показала техспецификацию и спросила: где вы видите слова про татаро-башкирское ЭКО “Шатлык”, мы не прописаны ни в одной техспецификации. В документах пишется разве что о привлечении танцевальных коллективов этнокультурных объединений , - продолжает Эльвира Хабибуллина.

- Костюмы, концертные номера, артисты, база - наши. Конкурс выиграл другой человек, - вступает в разговор член актива ЭКО “Шатлык” Рафик ТАЗТДИНОВ. - Так почему нашей работой кто-то должен отрабатывать свой заказ? Мы отказались, это было нашим коллективным решением.

В итоге впервые за многие годы актюбинский Сабантуй, вернувшийся после двухлетнего затишья, связанного с пандемичным табу на гулянья, прошел без шатлыковцев...

Тем не менее о празднике “с размахом” в своих репортажах рассказало областное телевидение. Завершающим аккордом стал также небольшой пост на официальной страничке в Instagram областного филиала Ассамблеи народа Казах­стана. Его краткий смысл сводился к следующему: всем все понравилось, праздник удался.

Актерам драмтеатра досталась непростая роль - изображать татаро-башкир.

Правда, не все согласились с этим. По крайней мере, под вышеупомянутым постом АНК пользователи так и написали: прошедший Сабантуй - форменное цирковое представление, пародия и фарс.

- Другой на моем месте сказал бы, что оскорбился, но меня в первую очередь рассмешили костюмы на артистах, подогнанные под татарскую национальную одежду, - рассказывает мастер прикладного искусства, член актива ЭКО “Шатлык” Наталья ИСХАКОВА. - Я долгие годы занимаюсь изучением татарского национального костюма и могу подискутировать на эту тему. Что касается Сабантуя, то на нем мальчиков одели в непонятные атласные рубашки, девочки были в казахских национальных платьях. Я не поленилась, подошла к ним близко, смотрю, а там поясок от жакета накрутили им на голову - некая имитация головного убора, и прицепили к ним тряпочку. Взрослые вообще были одеты непонятно во что.

Представители ЭКО “Шатлык” остались не в восторге от идеи выдать казахский национальный костюм за татарский.

Шествие колонны резво отплясывающих артистов с разноцветными флагами в парке тоже смутило шатлыковцев.

- Если что, знайте - мы так не кривляемся! - уточняют они.

Возникли вопросы у шатлыковцев и по проведенным играм, заявленным как татарские нацио­нальные. К примеру, в конкурсе “Багана” участники должны были взобраться на верхушку скольз­кого отполированного столба и достать там подарок. Конкурсанты отчаянно лезли вверх, но презенты им раздавали… внизу.

А татар и башкир на Сабантуе изображали актеры областного драмтеатра. Среди них, к примеру, была замечена и отличник культуры Казахстана, известная актюбинским театралам по роли Панночки из гоголевского “Вия”, Ольга ПАВЛОВА...

Сама Нуржамал МАМУТОВА, заявившая, что “она выиграла конкурс по ценовке”, не согласна с замечаниями по Сабантую.

- Я сказала, что проведу мероприятие, но все равно чуть-чуть будет казахский колорит. Какой бы идеальной танцовщицей я ни была, как татарка все равно не станцую. Точно так же, каким бы ни был идеальным итальянский танцор, казахский танец ему не станцевать! Потому что кровь! - делится организатор.

Насчет костюмов Мамутова тоже не стала кривить душой:

- Просто бывают дорогие костюмы, а бывают скромные. Вот костюмы были “жайские”.

Женщина также заверила, что на тему Сабантуя она “консультировалась с алматинским специалистом”, и не стала скрывать, что оплатила услуги приглашенных артистов.

- Да, за выступление на Сабантуе нам заплатили. Мы согласились, потому что нам нужны были деньги. Дали по десятке (10 тыс. тенге. - А. М.) каждому. Это отличная оплата, - выложила как на духу Ольга Павлова. - Я играла распорядительницу, собирала людей на праздник. Нам самим понравилось. Я очень старалась подарить людям хорошую энергетику.

- Вот это-то, признаться, самое обидное. То есть когда я все обосновала и подняла вопрос об оплате - это коррупция, а оплачивать услуги приглашенных артистов и танцоров - это не коррупция! - восклицает Эльвира Хабибуллина.

В “Қоғамдық келісім” признались, что сами в шоке. Оказывается, госзакупки выиграл некий Ерик, который нанял Нуржамал. Правда, о том, что по документам в качестве победителя значится Саламат ЖАМАНКУЛ, в КГУ почему-то не стали говорить. Как и о том, могло ли это повлиять на качество праздника. Также долго формулировали ответ на вопрос собкора газеты “Время”, должны ли шатлыковцы бесплатно выступать на мероприятии, проведение которого выиграл другой человек.

- Там (в техспецификации) говорится, что мероприятие не ИП Жаманкул, а наше. Это наше мероприятие. Мы всегда участвуем, - заявила руководитель КГУ “Қо­ғам­дық келісім” управления внутренней политики Актюбинской области Дарига ИСМАГАМБЕТОВА, добавив однако, что обязать шатлыковцев выступать не имеет права.

По ее словам, к ИП Жаманкул по двум отведенным мероприятиям - “Радуге детства” и Сабантую - возникли претензии, поэтому сумма будет выплачена в несколько урезанной форме. В каком размере, в КГУ затруднились ответить.

- Я уже сделала властям письменное предложение вернуть этнокультурным объединениям право проведения таких национальных праздников, как Сабантуй, чтобы КГУ могло напрямую с ЭКО заключать договор, потому что национальный колорит не каждый может организовать. Просила, чтобы в мажилисе подняли этот вопрос, - отметила Дарига Исмагамбетова.

Тем временем на носу респуб­ликанский конкурс “Татар кызы”, в котором должны принять участие десять этнических татарок со всего Казахстана. Здесь подрядчику уже не удастся нанять актеров на стороне.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть