24280

Кормильцы на доверии

Главный бухгалтер детского дома вместе с мужем украла у сирот более 20 миллионов тенге, выделенных на питание

Кормильцы на доверии
Фото с сайта liter.kz

Жительница столицы Мирамкуль АШИРОВА в 30 лет стала главным бухгалтером коммунального государственного учреждения “Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации” акимата Нур-Султана. Раньше это заведение называлось просто детским домом, а позже его объединили с Центром адаптации несовершеннолетних. Организация взяла на себя заботы о сотнях маленьких жителей столицы, оставшихся без родителей или без опекунов. И без того обиженные жизнью малыши оказались обворованы Ашировой и ее мужем Даулеткереем НУРЛАНУЛЫ.

Схема оказалась довольно простой: Мирамкуль Аширова в силу своих должностных обязанностей вошла в комиссию по определению поставщика продуктов питания. По версии следствия, именно тогда она вместе с супругом (сейчас они в разводе) разработала преступный план. Муж зарегистрировал на своего приятеля ТОО “Zhanerke LTD”, после чего взял у него доверенность на управление фирмой, а затем подал заявку на участие в конкурсе по поставке продовольствия.

Нетрудно догадаться, что Аширова помогла компании своего супруга выиграть этот тендер. При этом, как установило следствие, в заявке ТОО “Zhanerke LTD” отсутствовали важные документы: копии разрешений на хранение и перевозку продуктов, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные и фитосанитарные заключения, сертификаты качества покупаемых продуктов, документы на специализированный автомобиль по перевозке еды, в том числе санитарный паспорт. Не было там и бумаг экспедитора с медкнижкой. Одним словом, компанию не должны были допускать к участию в конкурсе, но она его выиграла!

В результате с поставщиком был заключен договор на закуп продовольствия в общей сложности на 70 миллионов тенге. Фирма действительно поставляла продукты, а Аширова подписывала счета и выплачивала ей деньги.

А позже сама судьба подкинула супружеской паре еще один тендер. В городе Арыси произошел взрыв на воинских складах, в связи с чем в столичный центр прислали 115 детей с юга на отдых. И их, разумеется, тоже надо было кормить, поэтому организация объявила еще один конкурс на 13 с лишним миллионов тенге. Этот объем тоже достался ТОО “Zhanerke LTD”.

И, казалось бы, ничего противозаконного в этом нет, разве что конкурс провели без должного внимания, поэтому продукты начала поставлять случайная компания без документов. Но ведь товар-то поступал! Но, как установили эксперты, в детский дом привезли продуктов меньше, чем полагалось, примерно на 23 миллиона тенге. То есть детей обворовали как раз на эту сумму. И именно 23 миллиона вменили Ашировой и Нурланулы в качестве ущерба.

Возникает логичный вопрос: а куда смотрели члены комиссии, почему они признали победителем вновь образованную компанию без опыта и оборудования? Следствие нашло ответ. Например, депутат столичного маслихата Каракат АБДЕН, входившая в комиссию как член попечительского совета, объяснила, что из-за большой нагрузки в работе не участвовала в заседаниях, а документы могла подписать не глядя. Поэтому не стоит удивляться, что в детском доме пропали миллионы - никто расходы особо и не контролировал.

Муж и жена своей вины не признали и заявили, что все обязательства перед детским домом они выполнили. Но их слова опроверг государственный аудитор, обнаруживший разницу в 23 с лишним миллиона. Подтвердила эту цифру и судебно-экономическая экспертиза. То есть значительная сумма, выделенная на питание сирот, все-таки осела в карманах главного бухгалтера и ее супруга.

Тем более следствию удалось установить, что часть денег, полученных от Центра поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, оказалась обналичена через другие фирмы, в том числе через ИП самой Ашировой! Удалось также выяснить, что за период поставок продовольствия Нурланулы купил три машины, и две из них суд решил конфисковать как добытые преступным путем.

Учитывая, что главный бухгалтер и ее экс-супруг практически целиком возместили ущерб, суд признал обоих виновными в хищении и назначил им по 7 лет условного срока. Приговор не вступил в законную силу.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее