Мясо, водка, гармонь и аким
Как хлебосольство до цугундера довело замакима с товарищами
К срокам от 7,5 до 8 лет за систематические взятки приговорены решением Экибастузского городского суда заместитель акима Экибастуза Бауржан АХМЕТОВ и два его подчиненных из отдела жилищно-коммунального хозяйства. Такой пресс-релиз распространили в СМИ представители антикоррупционной службы, сообщив, что вся троица осужденных регулярно вымогала деньги у предпринимателей в обмен на беспрепятственное подписание актов выполненных работ по договорам госзакупок и общее покровительство. Но если внимательно ознакомиться с приговором суда на 65 страницах, то провинившимся чиновникам впору посочувствовать: и угораздило же их в госслужбу податься, где для начальства могут потребовать все что угодно - от водки до аккордеона!
Госслужащим в Казахстане нужно не только молоко за вредность давать, но и пособие для новичков “Как исполнить поручение акима по встрече гостей и не угодить при этом за решетку”. Хотя заместителя акима Экибастуза Бауржана Ахметова, руководителя экибастузского отдела жилищно-коммунального хозяйства Асланбека САДЫКОВА и главного специалиста этого же отдела Казбека ТУСУПБЕКОВА новичками в госслужбе никак не назовешь, но поплатились же свободой за свое хлебосольство! Экибастузским чиновникам инкриминировалось пять эпизодов вымогательства у местных предпринимателей. На самом деле эпизодов, подпадающих под Уголовный кодекс, было гораздо больше, но, видимо, многочисленные факты взяток просто разграничили по целевому назначению.
Первое впечатление после знакомства с описательной частью приговора: ну и ненасытных же помощников взял себе на службу аким Экибастуза Ардак КАНТАРБАЕВ. Его подчиненные не гнушались ничем. Брали и деньгами, и водкой, и минералкой, и бараниной. Но вся фишка в том, что брали не для себя, а исключительно на представительские расходы!
Например, на покупку аккордеона для выступления перед депутатами сената. Какая необходимость была встречать столичную делегацию на границе Акмолинской и Павлодарской областей с бешбармаком, песнями и танцами, непонятно. Может, испугались, что без должного приема законодатели не перережут ленточку перед новым реабилитационным центром “Алем”? Как следует из материалов уголовного дела, именно такое поручение дал своим подчиненным аким Павлодарской области Абылкаир СКАКОВ. Сначала акиму Экибастуза, а уже тот перепоручил задание своему заму, который регулярно занимался организационными моментами по встрече гостей.
Сенаторы, надо полагать, уже через час после выступления баянаульских музыкантов и думать забыли, кто именно развлекал их во время обеда в юрте - аккордеонист или домбрист. А вот Бауржану Ахметову тот баянист вышел боком.
У найденных Ардаком Кантарбаевым музыкантов не нашлось собственного аккордеона. Но, видимо, было очень важно сыграть перед гостями именно на аккордеоне. Найти нужный музыкальный инструмент поручили Ахметову. В местном культурно-досуговом центре заместителю акима подсказали, что на OLX можно купить подержанный аккордеон всего-то за 280 тысяч тенге. Правда, в Нур-Султане. Так что Бауржану Ахметову пришлось изыскивать деньги и на аккордеон, и на его доставку в Экибастуз.
Когда в Экибастуз в рамках разработки и согласования комплексного плана развития города приезжал теперь уже бывший премьер-министр Аскар МАМИН, представительские расходы возросли до 1,2 миллиона тенге. Эти деньги заместителю акима передал, предварительно собрав их с подрядчиков, главный специалист отдела ЖКХ Тусупбеков. При этом в суде подсудимый Ахметов клялся и божился, что “ничего ни у кого не вымогал, а, давая поручения подрядным организациям в связи с предстоящим приездом премьер-министра, попросил оказать финансовую помощь”. И все эти деньги были отданы в счет погашения долгов, оставшихся после отъезда Мамина.
Так, аренда VIP-транспорта обошлась в 380 тысяч тенге, на 435 тысяч тенге закупили продукты для дастархана и оплатили услуги гостиницы, на 80 тысяч тенге накрыли ужин для полицейских, командированных из поселка Баянаул для усиления, 25 тысяч тенге отдали официантам за обслуживание, на 60 тысяч приобрели цветы для украшения стола. В 120 тысяч тенге обошлись услуги грузчиков и “газели”, чтобы перевезти кухонный инвентарь из гостиницы “Самал” в резиденцию “Казтомата”, где потчевали Аскара Мамина. И столько же заплатили за покраску резиденции после того, как аким области сделал замечание, что фасад здания нужно бы обновить.
На этом фоне визит в Экибастуз самого акима области выглядит более чем скромно. Всего-то и понадобилось 17 литровых бутылок минеральной воды Tassay, пять литров сока Juisy и три бутылки водки FINLANDIA по 0,5 каждая. Все это в кафе, где угощали Абылкаира Скакова, по просьбе заместителя акима Экибастуза привез один из постоянных подрядчиков городского отдела ЖКХ, из своего кармана заплатив около 19 тысяч тенге.
Бауржан Ахметов и его подчиненные из отдела ЖКХ, которые непосредственно собирали с многочисленных подрядчиков дань, также мясом-водкой угощали нынешнего министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека УСКЕНБАЕВА, который на момент своего приезда в мавзолей имени Машхур Жусупа ходил еще в заместителях министра, организовывали презентацию комплексного плана развития города перед СМИ, на высшем уровне устраивали приемы и других гостей.
На судебных заседаниях Бауржан Ахметов то и дело заострял внимание судьи на том, что все указанные в уголовном деле суммы он собирал по поручению акима Экибастуза Ардака Кантарбаева, каждый раз ему докладывая, что денег на бесконечные встречи гостей нет, но глава города горняков на это “лишь отмалчивался”. Сам Ардак Кантарбаев, выступавший в суде в качестве свидетеля, подтвердил, что “в бюджете не предусмотрены расходы на встречу гостей, и сообщил, что все соответствующие поручения по организации этих приемов давались Бауржану Ахметову. Аким Экибастуза также счел нужным уточнить, что ему ничего “не известно о получении денежных средств у подрядных организаций”. Такую же позицию заняли и все теперь уже бывшие коллеги Ахметова. Все подтвердили, что именно Бауржану Ахметову на совещаниях в акимате давались поручения по организации встреч, в том числе питания и проживания, но откуда госслужащий получал на все это финансирование, учитывая, что в бюджете такой статьи расходов нет, никто не знает.
Суд доводы подсудимых о том, что все собранные с подрядчиков средства до последнего тенге уходили на представительские расходы, а не в карман, не учел, посчитав их несостоятельными. Ведь факты неоднократного вымогательства в группе лиц по предварительному сговору налицо! Это подтверждают и свидетели, и пострадавшие, и сами подсудимые, в деталях рассказывая, сколько, у кого и для каких целей просилось.
Бауржана Ахметова приговорили к 8 годам лишения свободы, а Казбека Тусупбекова и Асланбека Садыкова - к 7,5 каждого с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе.
Впрочем, вряд ли кто-то из них когда-нибудь захочет вновь причислить себя к статусу госслужащего. Казахстанская госслужба - это всегда ходьба по острию. Это как в песне: “Наша служба и опасна, и трудна”. Хочешь продвигаться по служебной лестнице - от тюрьмы не зарекайся. Ну или работай на представительские расходы, оплачивая хлеб и зрелища из собственного кармана.
Подобная практика, конечно же, существует не только в Экибастузе. В каждом акимате есть какой-нибудь зам “массовик-затейник”.
Иногда они становятся фигурантами уголовных дел. Иногда даже получают сроки. Но вот чего никогда еще не было, так это таких признаний подсудимых - с фамилиями, должностями, суммами и обстоятельствами. По идее, Ахметова не в тюрьму сажать надо, а награждать за раскрытие гостевых схем. И на его показаниях подготовить методическое пособие для обучения курсантов вузов силовых структур и молодых следователей. Но ему дали 8 лет! Может, потому так сурово и наказали за то, что язык как помело?
Интересно, как теперь Ардак Кантарбаев будет встречать представительных гостей, если, конечно, сам не подаст в отставку, как это предписывается новыми правилами закона “О государственной службе”? Кстати, в антикоррупционном ведомстве сообщили, что “вопрос ответственности акима Экибастуза как непосредственного руководителя будет рассмотрен после вступления обвинительного приговора в законную силу”.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы