3431

Ставка на коррупцию

Как опытный опер игорный бизнес и хранение паленого алкоголя крышевал

Ставка  на коррупцию

33-летний Какен ДЖАКУПОВ служить родине начинал в финансовой полиции, а затем был переведен в департамент экономических расследований (ДЭР). В марте 2019-го его назначили на долж­ность опера в управление по противодействию теневой экономике. А в июле того же года он пошел на повышение - стал старшим оперуполномоченным 1-го оперативного управления, отвечающего за выявление преступлений в сфере экономической деятельности. Начальство и сослуживцы характеризовали Джакупова как хорошего сотрудника. Однако положительный образ оказался обманкой. Ну разве стал бы преданный службе правоохранитель якшаться с подозрительными субъектами? А Какен Жаксыбаевич смело шел на непроцессуальные контакты, после которых улучшал собственное благосостояние.

Весной 2019 года на основании рапорта Джакупова было зарегистрировано дело по факту использования сатпаевскими бизнесменами поддельных учетно-контрольных марок на алкоголь. В ходе расследования выяснилось, что заведующий складом и заместитель местной индивидуальной предпринимательницы самовольно приобрел и поместил на этот склад партию спиртных напитков с фиктивными марками. В дальнейшем он планировал продать продукцию в магазинах ИП. Меж тем хозяйка уверяла сыщиков, что понятия не имела о проделках подчиненного. В целом в деятельности ее предприятия, за исключением попытки махинации со стороны завскладом, нарушений не имелось, и вряд ли она понесла бы какую-либо ответственность. Однако Джакупов все-таки решил извлечь из сложившейся ситуации пользу для себя.

Вернувшись из Сатпаева в Караганду, он написал женщине сообщение в Telegram и попросил оказать ему материальную помощь в размере 300 тыс. тенге якобы на лечение. Предпринимательница расценила просьбу дэровца как завуалированную угрозу для своего бизнеса и вынужденно согласилась ее исполнить. Конечно, Какен Джакупов подстраховался, скинув ей данные банковской карточки своего приятеля. Позднее помимо этого транша на нее упали еще несколько перечислений на общую сумму 1 млн 900 тыс. тенге, которые опер снимал в банкоматах самостоятельно. Он, по словам предпринимательницы, периодически просил деньги на ремонт и строительство мазара. Но в действительности она понимала, что Джакупов таким образом вымогал взятку за то, чтобы оставить ее в покое.

В ноябре 2019 года Какен Жаксыбаевич по приказу руководства ДЭР вновь отправился в служебную командировку в Жезказган и Сатпаев. Ему поручили провести оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению преступлений в сфере организации незаконного игорного бизнеса. У него уже имелась информация о том, что в этих городах размещена сеть из 58 запрещенных игровых автоматов и что к ней может быть причастен местный житель Сергей ГРЕБЕНЮК.

С потенциальным подозреваемым Джакупов был знаком лично, поскольку двумя годами ранее Гребенюка уже привлекали к ответственности за аналогичное преступление. Тогда он отделался незначительным сроком ограничения свободы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дэровец набрал его номер и прямо предложил покровительство. Ставку за игнорирование противозаконной деятельности назначил в тысячу долларов в месяц.

В свою очередь Гребенюк перенаправил оперативника к своему партнеру Эльдару ЖУМАБЕКОВУ. Тот согласился на условия Джакупова и велел остальным вовлеченным в нелегальный бизнес людям делать соответствующие перечис­ления на счета, предоставленные сотрудником ДЭР. Две указанные банковские карты также принадлежали близким знакомым Какена. Добрые люди отдали их ему во временное пользование, даже не поинтересовавшись, для каких операций они нужны. В итоге Джакупов с декабря 2019 по апрель 2020 года получил в общей сложности 1 млн 510 тыс. тенге от владельцев игровых автоматов. Эту сумму следствие тоже расценило как получение взятки.

Вскоре после этого подпольщики вместе с Джакуповым угодили под следствие. Большинство из них во главе с Эльдаром Жумабековым освободили от ответственности в связи с деятельным раскаянием. На скамью подсудимых вместе с опером уселись только те, кто отказался признавать вину: Сергей Гребенюк и Иван ГЛАЗУНОВ, отвечавший за инкассаторскую деятельность и техническое состояние автоматов. Вовремя успела написать заявление на Джакупова и предпринимательница, заместитель которой попался на хранении паленого алкоголя, поэтому, как и прочие причастные к этой истории граждане, выступала в суде в качестве свидетеля.

Гребенюк и Глазунов во время процесса утверждали, что якобы не догадывались о том, что вели незаконную деятельность, пытались перевести стрелки на парт­нера Жумабекова. Однако тот, как мы уже упоминали, предпочел сотрудничать со следствием и ради обещанной свободы слил компаньонов с потрохами. Тем более версия о юридической неподкованности не очень-то билась с опытом Гребенюка, уже получавшего (и погасившего) судимость за аналогичное занятие. В конце концов, всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Вот и получилось, что суд приговорил Гребенюка к девяти годам заключения, а его подельника Глазунова - к двум с половиной годам лишения свободы. Однако последнему повезло: к нему применили амнистию, и он остался на воле.

Гораздо интереснее отбивался от обвинений Какен Джакупов. Он сам пошел в атаку, заявив, что дело против него сфабриковали его же коллеги - опер­уполномоченные ДЭР ЕРМУХАНОВ и ЖЕНИСОВ. И вдобавок процессуальный прокурор по фамилии САБИРОВ, который будто бы испытывал к нему ненависть.

Что касается полученных от жезказганцев и сатпаевцев денег, то ничего противозаконного в том Джакупов не углядел. По его версии, индивидуальная предпринимательница просто оказывала ему помощь, поскольку он находился в сложном финансовом положении. Во время судебных разбирательств он выразил готовность вернуть ей все до тиынки. Правда, по траншам от представителей игорного бизнеса внятных по­яснений не последовало. Джакупов твердил лишь о подлой фабрикации со стороны сослуживцев. При этом осталось непонятным, какую цель они в таком случае преследовали.

В общем, суд его доводам не поверил и приговорил к 12 годам лишения свободы. На днях апелляции Джакупова и Гребенюка попали на рассмотрение в Карагандинский областной суд. Вышестоящая инстанция оставила вердикт без изменений, он уже вступил в законную силу.

Ирина МОСКОВКА, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Игоря КИЙКО, Караганда

Поделиться
Класснуть