Кто раньше встал, того и тапки
Под покровом ночи в Шымкенте объявляют конкурсы на разработку проектно-сметной документации госучреждений, и такой же глубокой ночью, пока праведным сном спят конкуренты, подает заявку первый участник, обеспечивая себе тем самым конкурентное преимущество. Вот такая у нас изощренная система госзакупа!
К примеру, всего одна бессонная ночь 18 января этого года принесла шымкентскому ТОО “Проектно-строительный институт Каз Нур” победу в 14 тендерах. А ночью ранее - плюс еще один заказ. Итого 181 млн 491 тыс. тенге за ночное бдение на портале госзакупок. Разве ж уснешь, когда на кону такие деньги?!
Не до сна в те ночные часы было и сотрудникам управления государственных закупок акимата Шымкента, ответственным за подачу объявлений. 17 января с разницей в полчаса было размещено два лота на разработку ПСД: в 22.07 - на капитальный ремонт школы-гимназии №75, в 22.32 - школы №93. В первом случае через 20 минут после появления объявления свою заявку подал ПСИ Каз Нур, во втором - шустрее на 2,5 часа оказалось ТОО “Диас проект”. Зато 18 января ПСИ Каз Нур взял реванш, не оставив ни одного шанса многочисленным конкурентам во всех 14 конкурсах. Размещение объявлений началось в третьем часу ночи: один за другим в течение часа появились лоты на разработку ПСД на капитальный ремонт двух детских садов, десяти шымкентских школ, школы-интерната и колледжа. В четвертом часу ночи работа закипела у ПСИ Каз Нур: до пяти утра были поданы все заявки. Очнувшимся утром конкурентам шансов не оставили.
Однако при всей очевидности лоббирования интересов одной компании формально правила осуществления государственных закупок не нарушены. Возможно, именно поэтому остальные участники конкурса (в среднем по 18-20 претендентов на тендер) результаты не оспаривали.
Эту лазейку в проведении госзакупок обнаружили сотрудники шымкентского филиала республиканского общественного объединения “əділдік жолы”, предлагающие внести очередные изменения в их правила.
- Несмотря на все нововведения в системе государственных закупок, нельзя сказать, что процесс их проведения стал полностью открытым и прозрачным, - считает руководитель филиала Айжан КЕСЕБАЕВА.
- Мы регулярно проводим мониторинг тендеров, объявляемых местными акиматами и управлениями, на выявление в них коррупционных рисков. Сфера госзакупок остается одной из самых коррумпированных в стране. Нет равного доступа для всех участников, а значит, нет и доверия к ней. При обнаружении нарушений передаем информацию в антикоррупционную службу, департамент внутреннего госаудита.
Изменения в правила проведения госзакупок, по словам Айжан Кесебаевой, вносят регулярно. Однако чиновники, ответственные за их проведение, всегда находят выход для участников, в которых заинтересованы.
- Допустим, в январе этого года претерпел изменение пункт 57 этих правил, - поясняет Кесебаева. - Известно, что в стране уже сложилась порочная практика, когда условия конкурсов и техспецификацию готовят под конкретных поставщиков. Теперь же участникам достаточно предоставить лицензию на тот или иной вид услуг, что уже само по себе указывает на наличие материальной базы и трудовых ресурсов. Раньше все это нужно было подтверждать документально. Теперь этим пунктом всех уравняли: есть лицензия, значит, есть допуск. С ценовым предложением тоже все ясно: допускается лишь 10-процентная скидка. Максимально. Ниже - признается демпингом. И тут теперь все равны.
- Следующее - это опыт работы и показатель уплаченных налогов (ПУН), - продолжает собеседница. - Отсеиваются те, кто на рынке недавно. ПУН же рассчитывается автоматически, согласно данным комитета госдоходов. К слову, благодаря этому нововведению последние два года все участники госзакупок вынуждены полноценно платить налоги, иначе система не допустит к участию в тендерах.
Последний рубеж - показатель финансовой устойчивости: соотношение полученных доходов и уплаченных с них налогов. Здесь преимущество имеют те, кто давно существует на рынке услуг и работает стабильно. И с этим показателем нельзя не согласиться. В итоге к финишу примерно из двадцати компаний приходят пять-шесть равных и одинаково претендующих на победу в конкурсе.
И вот тут уже кто успел, тот и съел. Кто раньше подал заявку, того и признают победителем при прочих равных условиях. И заниматься этим глубокой ночью самое время - точно никто не опередит.
- Мы предлагаем разделить хотя бы сутками дату публикации объявления и начало приема заявок. В идеале - несколькими днями, чтобы создать действительно конкурентные условия для участников, - приводит аргументы Айжан Кесебаева. - Кроме того, целесообразно ввести условие подачи объявления только в рабочие дни и в рабочее время. Исключить эти ночные смены и у госслужащих, и у участников. Конечно, и в этом случае будут те, кто предупрежден заранее о лоте, но тем не менее хоть какие-то равные условия.
Что же касается удачливого победителя тендеров ТОО “ПСИ Каз Нур”, то стоит напомнить один недавний факт в его послужном списке. В июле 2019 года постановлением судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда указанное ТОО было признано недобросовестным участником государственных закупок. С иском в суд обратилось тогда управление комфортной городской среды Алматы, в котором так и не дождались разработки ПСД на сейсмоусиление и капитальный ремонт здания яслей-сада №113 в Бостандыкском районе. Более того, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что и банковская гарантия ответчика на обеспечение исполнения договора в размере 10 млн 413 тыс. тенге оказалась фальшивой: в АО “Нурбанк” сей факт суду подтвердили. И это уже само по себе было основанием для признания ТОО недобросовестным участником. Однако сегодня ни тот ни другой факт уже не мешают ТОО “ПСИ Каз Нур” успешно побеждать в тендерах на выполнение тех же самых услуг. И в его компетенции никто не сомневается.
Алиса МАСАЛЁВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Шымкент