Комедийный детектив
Для чего павлодарские полицейские время от времени в гримеров перевоплощаются? Свою версию о театральных способах улучшения статистики раскрываемости административных дел рассказал павлодарский адвокат Мейрам АХМЕДЬЯНОВ.
Правозащитник уличил стражей порядка в искусственной фальсификации.
- Такое ощущение, что, отправляя своих людей на откровенно провокационные задания, сотрудники полиции готовят их, как будто в разведчики. В результате продавец видит перед собой не молодого человека, которому нет еще 21 года, а зрелого мужчину с густой бородой, седыми волосами и одетого в соответствии именно с этим возрастом. Кому в голову придет спрашивать удостоверение личности у такого покупателя? - вопрошает павлодарский адвокат.
Понятно, что игры с переодеванием липовых покупателей априори не могут проходить в рамках Кодекса об административных правонарушениях, поскольку любой адвокат без труда выявит факт сговора мнимого потребителя с участковым инспектором. А это и есть фальсификация и незаконное создание, а затем и раскрытие административных дел.
- Но чтобы вообще игнорировать все нормативно-процессуальные действия, предусмотренные административным кодексом! Честно говоря, я с таким сталкиваюсь впервые! - с негодованием признается Ахмедьянов.
История, которая так потрясла юриста, произошла в одной из павлодарских столовых. По словам работников кафе, просьба о покупке бутылки пива исходила от вполне взрослых на вид людей. У одного из них была борода. Официантка утверждает, что на всякий случай попросила клиентов предъявить удостоверение личности, но в ответ услышала, что документов с собой ни у кого из них нет. Покупатели стали наперебой заверять, что 21 год им исполнился уже давным-давно, а чтобы убедиться в этом, достаточно одного взгляда.
- Передо мной действительно стояли на вид взрослые парни, - говорила потом юристу девушка.
Сразу же после продажи спиртного в кафе зашли инспекторы полиции, которые прямиком направились к покупателям пива. Им молодые люди предъявили документы по первому же требованию. Тут-то и выяснилось, что оба клиента не достигли 21-летнего возраста.
- Чувствуя, что их подставили, работники кафе сразу же обратились ко мне за юридической помощью. Я велел до моего приезда ничего не подписывать, на вопросы не отвечать и предупредить всех об участии в деле адвоката, - вспоминает Мейрам Ахмедьянов.
Правозащитник был на месте уже через 20 минут. Но и покупателей, и полицейских уже и след простыл. 18 дней ушло у адвоката, чтобы добиться права ознакомиться с делом, которое на тот момент уже было передано на рассмотрение в специализированный административный суд, минуя при этом все этапы досудебного расследования.
- Участковые инспекторы, предупрежденные об участии адвоката, не имели права покидать место происшествия до моего приезда. Более того, когда я обнаружил этот факт и по телефону попросил их вернуться, чтобы повторить все процессуальные действия, но уже с моим участием, полицейские просто отключили свои сотки. Дальше. Основанием для возбуждения административного производства является обязательное сообщение в полицию факта правонарушения. Но сигнала о том, что данный объект бизнеса незаконно продает алкогольную продукцию покупателям, не достигшим 21 года, ни от юридических, ни от физических лиц в полицию не поступало! - возмущен адвокат.
- А появление в деле недописанной объяснительной записки продавца и вовсе смахивает на служебный подлог, поскольку участковый инспектор полиции АКЖЕЕВ в нижней части документа самолично дописал, будто бы условный нарушитель отказалась от подписи, - продолжает юрист. - На самом деле продавец не отказывалась от подписи, а просила подождать приезда адвоката. Но вместо этого полицейские выхватили из ее рук частично написанную объяснительную и поспешили скорее ретироваться с места происшествия.
И владелица кафе, и адвокат, и условный нарушитель, заинтересованные в объективном и всестороннем расследовании происшествия, неоднократно выходили с ходатайствами допустить их к участию в деле на досудебной стадии. Но продавца заочно признали виновной и даже не сочли нужным ознакомить ее с фактами расследования, не сообщили о его окончании и молча передали административное производство в суд.
- Все привыкли, что дела по статье 200 Кодекса об административных правонарушениях в суде проходят формально, без углубленного выяснения причин. И самое главное - никому в суде не важно, что при составлении административного материала могут быть нарушены права условного нарушителя. Главное для суда - факт продажи налицо! А то, что дело возбуждено и составлено без участия самого условного нарушителя, без адвоката, что на досудебной стадии многократно нарушались права как предпринимателя, так и правозащитника, - это никого не волнует, - резюмировал правозащитник.
Для сведения: в прошлом году, как сообщили в пресс-службе областного суда, по статье 200 Кодекса об административных правонарушениях было рассмотрено 169 дел. 20 из них прекращено за отсутствием состава преступления. А 149 предпринимателей заплатили штраф от 10 до 120 МРП в зависимости от формы собственности бизнеса, это от 30 до 367 с лишним тысяч тенге. Но 20 предпринимателям все же удалось доказать свою невиновность в продаже алкоголя лицам до 21 года! Не потому ли, что полицейские в разведчиков заигрались?
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар