Довели до абсурда, а надо бы до суда
Третий год житель Шымкента Ерлан КОЖАБЕКОВ добивается передачи в суд уголовного дела, в котором он - лицо потерпевшее. За это время следствие девять раз прекращали и восемь раз снова возобновляли, сменились шесть следователей, материалов по делу набралось на десять томов, но выхода из этого замкнутого круга по-прежнему нет.
В поисках правды Кожабеков достучался и до МВД, и до Генеральной прокуратуры и даже отправил обращение президенту страны. Но до суда так и не дошел. В одной этой истории все изъяны казахстанского правосудия.
В апреле 2018 года Ерлан Кожабеков решил купить машину. Денег на новый внедорожник не хватало, поэтому стал искать подержанный. Такие поиски в Шымкенте чаще всего начинаются не с просмотра объявлений на сайтах продаж, а с обращения к знакомым. Считается, что так надежнее. У Ерлана вышло все с точностью до наоборот.
Приятель Мухар рекомендовал ему своего знакомого Рауана К., который искал покупателя на свою машину Range Rover 2008 года с нерабочим двигателем. Осмотр автомобиля проходил при свидетелях, при них же владелец заверил, что машина чистая - без арестов и залогов. Сошлись в цене 3,5 млн тенге, из которых миллион сразу, а остальное в рассрочку на 3-4 месяца. Как только дело дошло до проверки документов, выяснилось, что в них значится другой владелец - Руслан А. Вот тут-то Ерлану сообразить бы, что дело нечистое, однако ему объяснили, что Рауан разводится с женой, а потому все имущество якобы переписал на друзей. Он в это поверил.
- Оформляли сделку не у нотариуса, но при свидетелях: я передал миллион тенге, Рауан написал расписку в получении денег, - рассказывает Ерлан. - Отдал мне техпаспорт, госномер и машину. Сомнений на тот момент у меня, конечно, не было. Оставшиеся 2,5 млн отдавал частями. Первый раз - 700 тысяч, расписку взял, а потом уже обходились без них - машина-то с документами у меня. Я к тому времени уже начал ее ремонт.
Передача последних 200 тысяч тенге произошла в сентябре 2018 года. Рауан срочно потребовал сумму из-за проблем в полиции, за деньгами приехал к нему домой. Взял копии его документов для оформления сделки и исчез на две недели.
Cделку так и не оформили: всплыл арест Range Rover, под залог которого годом ранее был взят кредит в 3 млн тенге. Ерлан потребовал возврата денег за автомобиль с учетом тех, что были вложены в ремонт. Но денег у Рауана не было, и он предложил продать его дом в микрорайоне “Достык”, правда, тоже заложенный. Но для начала погасить задолженность и снять арест.
Ерлан чувствовал, как увязает в этом чужом кредитном болоте все глубже. Но дом все же вытащил, погасив задолженность по нему в 3,5 млн тенге. Не доверяя мутному партнеру, оформил банковские выплаты на свое имя. Документы на жилье придержал у себя. Дом выставил на продажу за 10 млн тенге, продал в итоге за 9 млн. В аресте, как оказалось, была не одна, а две машины. В итоге Range Rover так и остался в аресте, а Кожабекова снова обвели вокруг пальца. Судебный исполнитель назвал непогашенную сумму долга - еще 1 млн 200 тысяч тенге. Ерлан вызвал должников и потребовал в его присутствии уплатить наконец долги. В тот момент он был уверен: это последний круг ада. И снова ошибся. Кульминация этого триллера с машиной была впереди. А до развязки и сейчас далеко.
Едва с Range Rover был снят арест в августе 2019 года, как его угнали с охраняемой стоянки. Причем увезли с помощью эвакуатора. Двух подельников - Рауана и Руслана - Ерлан вычислил без труда и на стоянку, куда отвезли машину, приехал вместе с полицейскими Енбекшинского РОВД. Охранник, к слову, родственник Рауана, от криминала открестился сразу, объяснив, как было дело. Он и сегодня не отказывается от своих показаний. Свою машину Кожабеков забрал и написал первое заявление в полицию. Дело было возбуждено по статье “самоуправство”. Вторым заявлением стала его жалоба о непринятии мер по мошенническим действиям со стороны Рауана - переоформлять машину он отказался, возвращать полученные за нее деньги тоже. Долго и безуспешно помыкавшись по кабинетам полиции и прокуратуры, Ерлан понял, что штурмовать неприступную стену правосудия лучше с адвокатом.
Болат ЕЛМУРЗАЕВ, защищая интересы своего клиента, был вынужден самостоятельно распутывать этот клубок и проводить следствие, собирая доказательства. Пригодился многолетний опыт работы следователем. В январе 2020 года он все же добился возбуждения уголовного дела по статье “мошенничество” за махинации с машиной, которая так и не была оформлена на Кожабекова, и передачи следствия из районного отдела полиции в городской департамент. Уголовное дело по самоуправству было переквалифицировано с проступка на тяжкое преступление (деяние), совершенное группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере. За два года после десятка жалоб адвокату удалось устранить многочисленные процессуальные нарушения следователей, из-за чего все следственные действия были признаны недопустимыми. И работа началась по новой.
- Подозреваемые за это время уже раз двадцать поменяли показания. Это следует из протоколов допроса: от полного признания вины до абсолютного отрицания, - поясняет адвокат. - В ходе следствия не было проведено более 40 следственных и процессуальных действий: очных ставок, допросов, выемки телефонных переговоров потерпевшего и подозреваемого и многого другого. Все были заняты только тем, что прекращали дело и снова его возобновляли после наших жалоб. Я сам составил всю схему преступлений и передал ее следствию. Бесполезно. Простое, по сути, дело, где все доказательства налицо, довели до абсурда!
Пройдя все круги ада правосудия по-шымкентски, адвокат с потерпевшим ринулись штурмовать вышестоящие инстанции: следственный департамент МВД, Генпрокуратуру, причем не единожды! Надо отдать должное, столичное начальство дело внимательно изучало, возвращало на доследование с обязательным поручением довести до конца и направить в суд. Шымкентские следователи и прокуроры, взяв под козырек, снова все спускали на тормозах и закрывали дело. Не брезговали следователи и откровенным подлогом. Одно из оснований для очередного прекращения дела: потерпевший восемь раз подряд отказался участвовать в следствии. Не поленились составить восемь актов о том, что Кожабеков якобы не являлся по вызовам к следователю на следственные действия. Хотя обычной телефонной распечаткой легко доказать, что никаких звонков не было.
А что ж злополучный Range Rover? Главный вещдок был изъят у потерпевшего в пользу подозреваемого следователем Сериком БАКИРОВЫМ. 24 декабря 2020 года с санкции суда, полученной якобы на проведение следственных действий, он забирает машину у Кожабекова, на следующий день прекращает дело за отсутствием состава преступления и передает машину Руслану А. И даже угон не понадобился! За такие фокусы с вещдоком следователь уже успел получить неполное служебное соответствие. Этим все и закончилось: в местном антикоре и управлении собственной безопасности департамента полиции обращения Ерлана Кожабекова по факту превышения власти и должностных полномочий следователем проигнорировали. Зато Бакиров, видимо, решил проучить принципиального потерпевшего: получив разрешение прокуратуры, он отправился в медцентр жены Кожабекова с проверкой. Пытался допросить персонал, изъять документы и осмотреть медцентр, пока его кипучая деятельность не была остановлена. К слову, жалобу супруги на действия следователя в шымкентском антикоре также проигнорировали.
Cегодня Ерлан Кожабеков в очередной раз пытается попасть на прием к генеральному прокурору Гизату НУРДАУЛЕТОВУ или хотя бы к его заместителю. Попытки пока безуспешны.
- Процессуальный срок превысил 17 месяцев, для дальнейшего следствия и направления дела в суд его необходимо продлить в Генпрокуратуре, - поясняет его адвокат. - Но шымкентские прокуроры нам в этом отказывают, поэтому мы вынуждены снова пытаться попасть на прием в вышестоящее ведомство. В департаменте полиции Шымкента, выполняя указание МВД, готовы направить дело в суд с обвинительным актом, но надзорный орган, опять же, разрешения на это не дает, и они вынуждены прекращать дело. Выходит, что против региональной прокуратуры бессильны все?!
В ответ на редакционный запрос заместитель прокурора Шымкента Ержан МАРАТ был предельно краток: дело прекращено за отсутствием состава преступления, разговор окончен. Такое вот очевидное невероятное.
Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент