5153

Пересчитали по-братски

Как брат заместителя начальника департамента полиции Алматы, сам действующий сотрудник, вместе с двумя подельниками облегчил бюджет страны более чем на 200 миллионов тенге

Пересчитали по-братски

В Алматы продолжается судебное разбирательство по делу об организованной преступной группировке, на протяжении нескольких лет действовавшей в органах внутренних дел.

На скамье подсудимых оказались инспектор административной полиции Айдынгали НАШАРБЕКОВ, его коллега Едил ДЖАПАРОВ и ранее судимый Долкунжан АМАНСУПИЕВ. Вместе с ними под суд попали взяткодатели - люди, которым полицейские вместе со своим помощником оказывали незаконные услуги. Троица обвиняемых, по версии антикоррупционной службы, брала у граждан деньги за снятие штрафов в электронной базе, однако “забывала” отправлять средства в государственную казну. Вот так и накопился приличный ущерб - свыше 250 миллионов тенге! Правда, в суде версия следствия претерпела серьезные изменения.

Согласно обвинительному акту, схему по обогащению придумали ранее судимый Амансупиев и техник адмполиции Джапаров. Мужчины познакомились при весьма необычных обстоятельствах - полицейский в то время служил в следственном изоляторе, а его будущий “бизнес-партнер” попал под арест. Спустя несколько лет они встретились вновь, но уже в новом качестве. Долкунжан начал новую жизнь и устроился помощником частного судебного исполнителя, а вот Едил оказался на весьма хлебном месте - в процессинговом центре, где начисляются штрафы автовладельцам. Амансупиев пришел туда по работе и не с пустыми руками - предложил Джапарову передавать ему предписания о выплате штрафов за небольшой гонорар. Для судебных исполнителей это неплохой заработок, ведь с каждой квитанции они получают свой процент. Полицейского предложение устроило, и за каждый документ он стал получать по 150 тенге. Предписания передавали пачками по нескольку тысяч штук сразу.

А через некоторое время Амансупиев начал интересоваться, нет ли технической возможности убирать штрафы из базы без фактической отправки средств в бюджет. Якобы многим клиентам не хочется возиться с заполнением квитанций, и они готовы рассчитываться сразу наличными или с помощью переводов внутри одного популярного банка. Джапарова, похоже, не нужно было долго уговаривать. И вскоре “бизнес” заработал на всю катушку: техник передавал помощнику ЧСИ предписания, тот собирал по ним штрафы, а часть денег попадала ему лично, и эта сумма делилась.

А вот на сколько именно частей делилась - главная загадка этой истории. Дело в том, что Джапаров часть штрафов убирал через логин и пароль своего коллеги Айдынгали Нашарбекова, который был старше его почти на 10 лет и пользовался непререкаемым авторитетом. Но и в ходе следствия, и в суде Джапаров и Нашарбеков утверждали, что никаких штрафов они не списывали. Да, приятельствовали, даже на одной машине ездили на работу, поскольку жили по соседству в Талгарском районе, в бане вместе парились, но Нашарбеков ничего противозаконного не совершал.

Кроме того, выяснилось, что часть штрафов была списана через специально купленный планшет, куда вшили программу с данными уволившегося сотрудника полиции. Технику Джапаров приобрел якобы у неизвестных ему людей.

Также любопытно, что Амансупиев вину признал, хоть и частично. Его накрыли при проверке Республиканской палаты частных судебных исполнителей, вот он и согласился сотрудничать, написал явку с повинной, записал разговор с Джапаровым, а также передал ему меченые деньги.

Частично признался в содеянном и Джапаров, хотя доказательств его вины хватало и без этого. Например, деньги от Амансупиева он получал переводами на свой счет, счет жены и еще одного родственника. То есть даже не пытался спрятать свой незаконный доход.

Антикор выяснил, что оба фигуранта действовали под руководством третьего лица, называя его шефом. Но кто же был тем самым шефом, окончательно выяснить не удалось. Кроме того, в суде слегка пересчитали ущерб, и с 250 миллионов он сократился до 200. Изначально троицу обвиняли в причастности к отсутствию платы по 23 тысячам предписаний на сумму 256 миллионов тенге, но затем ущерб упал до 202 миллионов тенге. Однако масштаб все равно поражает.

А вот Айдынгали Нашарбеков вину отрицал по всем эпизодам, и зачастую это выглядело очень весело. Например, это именно в его доме при обыске были обнаружены 32 связки предписаний, в общей сложности 8672 штуки. Как же служебные документы оказались вне рабочего места? Инспектор заявил, что, дескать, у них в служебном здании два раза прорывало трубы, вот Джапаров и решил забрать документы, чтобы они не испортились, а то вдруг понадобятся для дальнейших проверок, ну а поскольку у коллеги не было возможности хранить бумаги, он их привез к нему.

Одну из меченых купюр, переданных в качестве взятки, также обнаружили у Нашарбекова. Но он объяснил, что это Джапаров приезжал поздравить его дочь с днем рождения и при всех подарил ей эту самую купюру в 20 тысяч тенге. Даже показал в качестве доказательств фотографию, где коллега торжественно вручает банкноту ребенку.

Наконец, помимо системного списания штрафов через Амансупиева оба полицейских время от времени оказывали услуги своим знакомым, причем со значительной скидкой. В этом случае деньги приходили прямо на их банковские счета, привязанные к номерам. Но и здесь Нашарбеков продолжал отрицать свою причастность к получению взяток. Например, по одному эпизоду он заявил, что ему позвонил приятель узнать насчет штрафа, он все узнал, а заодно напомнил тому о долге, а тот тоже обо всем забыл, но тут же вспомнил и вернул деньги!

Вторил полицейскому и тот самый приятель: дескать, ко мне пришел знакомый попросить насос, а заодно узнать, нет ли у меня связей в полиции, чтобы выяснить, не наложены ли на него штрафы. После этого этот самый знакомый решил купить насос, поэтому и перечислил ему определенную сумму, а он тут же перекинул эти деньги Нашарбекову в качестве возврата долга.

Другой “клиент” Нашарбекова тоже звонил ему насчет штрафов, но ранее продал инспектору камеру для видеозаписи, а она сломалась, вот он и решил вернуть деньги за испорченный товар. Все по-честному!

Одним словом, Айдынгали Нашарбеков, если верить свидетелям и другим подсудимым, оказался кристально честным человеком, лишь по роковому стечению обстоятельств обвиненным в пяти фактах получения взяток, злоупотреблении должностными полномочиями, неправомерном уничтожении информации и руководстве организованной преступной группировкой. По­этому суд в итоге оправдал его по большинству обвинений, признав виновным лишь в получении взяток. За это Нашарбеков получил штраф менее 10 миллионов тенге. На штрафы попали и взяткодатели, а вот Джапаров и Амансупиев отправились в места не столь отдаленные на четыре года и пять лет соответственно. К слову, всех подсудимых оправдали по статье об ОПГ.

Почему же Фемида оказалась так избирательна при определении наказания? Видимо, судья Еркин МАЙШИНОВ действительно разобрался, что умудренного опытом Нашарбекова нагло использовали в своих грязных делишках более молодые Джапаров и Амансупиев, хотя и он оказался не без греха. Но организованной преступной группировкой, за которую каждому могли дать лет по шесть-восемь, от них даже не пахнет. Тем более двое основных фигурантов раскаялись, а Джапаров даже передал в счет погашения ущерба свой дом площадью 620 квадратов с участком в 64 сотки в Талгаре.

И совершенно очевидно, что на благосклонность суда никак не мог повлиять тот факт, что Айдынгали Нашарбеков является братом заместителя начальника департамента полиции по кадровой работе Абдуали НАШАРБЕКОВА. И кстати, интересный момент: если в итоге один брат-полицейский будет признан виновным в коррупционном преступлении, означает ли это, что другой брат-полицейский должен написать рапорт об отставке? А то у нас в стране начальник отвечает за подчиненного, но отвечает ли брат за брата?

Впрочем, приговор специализированного межрайонного суда по уголовным делам еще не вступил в силу, сейчас его рассматривает апелляционная инстанция горсуда Алматы. А вдруг и вовсе оправдают братишку замначальника и выяснится, что мы поспешили со своими выводами и предположениями?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть