Призраки прошлого
Главный борец с коррупцией Алматинской области незаконно проработал в правоохранительных органах целых 13 лет?
Руководитель департамента Агентства по противодействию коррупции Алматинской области Ернар МАКАЖАНОВ - образцово-показательный сотрудник антикора. Всю свою карьеру он провел в органах, так или иначе связанных с противодействием коррупции. Еще в 2005 году Ернар Абсеитович устроился на службу в департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, где оттрубил девять лет, а после упразднения финансовой полиции перебрался в службу экономических расследований, откуда вернулся в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. И эти усилия не пропали даром: в начале 2020 года Макажанова назначили руководителем департамента антикора Алматинской области, где он и пребывает в настоящее время. Есть опасения, что все эти годы господин Макажанов не имел права служить в правоохранительных органах, поскольку в далеком 2002-м оказался замешан в уголовном деле.
40-летний Ернар Макажанов был назначен на должность руководителя департамента антикора по Алматинской области в феврале 2020 года. И с того момента Ернар Абсеитович демонстрирует чудеса открытости. Он регулярно выступает в прессе с программными интервью (как вам заголовок “Нетерпимость к коррупции - наше общее дело”?), завел страничку в Facebook, где даже выкладывает отчеты о проделанной работе, рассказывая о количестве пойманных взяточников и обработанных заявлений. Быть может, борьба с коррупцией в нашей стране не особенно эффективна, но это ведь не означает, что нужно ее прекращать.
Одним словом, человек на своем месте. Однако в 2018 году его подъем по карьерной лестнице чуть было не прервался из-за уголовного дела 2002-го, когда некий Азамат САРСЕМБАЕВ, 1980 года рождения, 23 февраля отправился в “Центральный трактир” по улице Фурманова. Там у него возник конфликт с молодыми людьми примерно того же возраста, в результате чего пострадавшего хорошенько отлупили. Ему повезло - мимо проезжал патруль, который задержал всех участников драки и доставил в ближайшее отделение полиции. Помимо Сарсембаева в участок привезли неких Жандоса ОРАЗОВА, Марата АМЕРХОДЖАЕВА и нашего покорного слугу из антикора Ернара Макажанова.
Ну а что случилось дальше, остается загадкой. Следователем по фамилии КАРМЕНОВ было принято решение о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, хотя по уголовному делу виновные могли получить серьезное наказание - вплоть до лишения свободы сроком до 5 лет. Однако расследование прекратили по так называемым нереабилитирующим основаниям, то есть за примирением сторон. Обычно это означает, что жертва преступления и подозреваемые договариваются, то есть потерпевший получает компенсацию и забирает заявление. Но в этом случае в базе данных остается отметка, что ушедший таким образом от ответственности гражданин имел проблемы с законом.
Со стороны это кажется мелочью, но только на первый взгляд. Если уголовное дело в отношении конкретного человека прекращено по нереабилитирующим основаниям, то это означает, что ему закрыта дорога в правоохранительные органы. В законе “О правоохранительной службе” есть глава 2, где четко прописано, кому можно носить форму с погонами, а кому нельзя. И там как раз указано, что если дело прекращалось по нереабилитирующим основаниям, то человеку служить родине запрещено.
Но при этом есть куча юридических нюансов. Например, закон “О правоохранительной службе” впервые появился в 2011 году, то есть спустя 9 лет после драки у “Центрального трактира”. А еще на сотрудников финпола, где начинал свою
карьеру Макажанов, распространялся свой закон “О финансовой полиции”, то есть определенные требования при приеме на работу все же были, но потом финпол закрыли, поэтому, как туда принимали на работу, вряд ли кто-то скажет.
Но проблема не в том, что Ернара Макажанова не коснулись ограничения и в итоге он дорос до целого начальника департамента антикора. Проблема в том, что он до 2018 года, получается, даже не знал, что в его шкафу целых 16 лет стоял такой скелет.
Именно поэтому в 2018-м Макажанов начал действовать. Он без лишнего шума обратился в прокуратуру Алматы и в местную полицию, чтобы там разобрались и нашли уголовное дело, прекращенное за примирением сторон. Но полицейские и прокуроры ничего не обнаружили. В архиве дела нет, кому передано - неизвестно, кем принято - то же самое.
В связи с этим в апреле 2018 года управлением собственной безопасности ДВД Алматы было начато досудебное расследование по факту пропажи уголовного дела. Из УСБ также поступило поручение восстановить материалы, в связи с чем в управлении внутренних дел Бостандыкского района быстренько нашли всех участников событий 2002 года и заново их допросили. И тут случилось чудо.
Как оказалось, пострадавший Азамат Сарсембаев все 16 лет точно помнил, кто именно его бил, а кто нет. И среди тех, кто его пальцем не тронул, оказался… разумеется, Ернар Макажанов! Якобы в тот февральский вечер 2002 года Сарсембаева избивал исключительно Марат Амерходжаев, а будущий топ-менеджер антикоррупционной службы изо всех сил пытался разнять парней. И, что самое удивительное, спустя 16 лет абсолютно аналогичные показания дали трое других участников тех февральских событий - сам Макажанов, драчун Амерходжаев и еще один миротворец Оразов.
Правда, так и осталось невыясненным, почему дело прекратили за примирением. Допрошенный следователь Карменов объяснить этого не сумел, поскольку просто забыл, ведь прошло целых 16 лет. Кроме того, экс-сотрудник заявил, что никак не мог принять решение о прекращении, поскольку к тому моменту уже перевелся в следственное управление ДВД города Алматы. Кстати, и потерпевший Сарсембаев уверен, что никогда не обращался в полицию с заявлением о прекращении дела за примирением сторон. Как же его прекратили?
Одним словом, получился замкнутый круг. Поэтому в Бостандыкском управлении 19 апреля 2018 года было вынесено новое постановление: уголовное преследование в отношении Ернара Макажанова от 23 февраля 2002 года прекратить в связи с отсутствием в его действиях признаков состава преступления. Таким образом, призраки прошлого высокопоставленного борца с коррупцией больше не беспокоят, теперь он абсолютно чист перед законом.
Но все же вопросы остались. Во-первых, куда в итоге пропало уголовное дело 2002 года. Во-вторых, почему ни одна из многочисленных проверок не смогла выявить сам факт участия Макажанова в драке с последующим примирением? Вот и напрашивается предположение, что попытка подчистить историю на самом деле предпринималась намного раньше 2018 года…
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы