9221

Картошка в мундирах

Как наше Министерство сельского хозяйства ввязалось в тяжбу с Германией

Картошка в мундирах

Сразу несколько казахстанских фермеров, закупивших в Европе элитный семенной картофель, оказались наказаны крупным штрафом за ввоз в страну зараженной продукции. При этом приговор был вынесен на основании лишь одного положительного заключения Алматинской зональной карантинной лаборатории, хотя, как выяснилось, она не способна выявлять данных паразитов на растениях.

Почти 100 миллионов тенге потратили отечественные фермеры из нескольких областей Казах­стана на элитный семенной картофель, приобретенный у европейских селекционеров.

А 29 апреля картофелеводам сообщили: вся партия завезенного ими овоща подлежит уничтожению, поскольку в нем якобы обнаружили “зебра чип”, заболевание растений, относящееся к карантинным.

- У нас на руках был фитосертификат федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии, свидетельствующий о полном здоровье импортируемой продукции. Но, несмотря на это, изначально мы приняли на веру заключение Алматинской зональной карантинной лаборатории, входящей в состав комитета госинспекции в агропромышленном комплексе Минсельхоза. И чтобы в дальнейшем разбираться уже с поставщиками, которые, как мы сначала думали, нас обманули, попросили содействия комитета в дополнительном исследовании, - рассказывает Орынжар КАБДУЛОВ, представитель железинского крестьянского хозяйства ТОО “Самрук и К”.

Каково же было удивление крестьян, когда выяснилось, что в Казахстане нет ни одной лаборатории, умеющей выявлять опасный карантинный возбудитель “зебра чип”! Эту информацию подтвердили и в Казахстанском институте стандартизации и метрологии, и в Национальном центре аккредитации.

На первых порах чиновники Минсельхоза очень активно взаимодействовали с картофелеводами и по их просьбе предоставили своего представителя для дополнительного отбора проб якобы зараженного картофеля. За этим процессом также наблюдала инспектор по карантину растений ГУ “Железинская районная территориальная инспекция комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе” Павлодарской области Н. АХМЕДИНОВА, чья подпись стоит в акте отбора проб. Но сотрудничество госслужащих с крестьянами закончилось, когда из двух российских лабораторий - ООО “Синтол” и ФГБУ “ВНИИКР” - пришли отрицательные результаты анализов на “зебра чип”.

Еще в июне фермерам казалось, что справедливость восторжествовала. 29 июня вступило в силу решение специализированного административного суда Павлодара о прекращении дела из-за отсутствия правонарушения. Суд первой инстанции “не счел возможным доверять результатам рассматриваемых исследований, произведенных Алматинской зональной карантинной лабораторией, больше, чем результатам исследований ООО “Синтол” или ФГБУ “ВНИИКР”, являющимися авторитетными научными организациями”.

И далее пояснение: “У этой (Алматинской - И. В.) лаборатории отсутствует необходимая компетенция для выявления в семенном картофеле заболевания “зебра чип”. Ее выводы опровергаются тремя независимыми друг от друга доказательствами, в том числе никем и ничем не опороченным фитосанитарным сертификатом, выданным и оформленным компетентным лицом в Германии в соответствии с Международной конвенцией по карантину и защите растений…”

Повторимся, постановление вступило в законную силу. И фермеры были вправе распоряжаться своим картофелем по собственному усмот­рению, поскольку “предписание о сохранности зараженной продукции” действовало до вступления в силу решения суда.

Но к тому моменту высаживать картофель было уже поздно, потому что созрел бы он только к декабрю, если бы дело было где-нибудь в Африке, а не в Казахстане.

Но и это еще не все! Спустя почти два месяца появляется прокурорский протест. И апелляционная коллегия отменяет постановление суда первой инстанции, мотивируя свое решение тем, что “направленные в российские лаборатории образцы не отбирались и не направлялись для проведения лабораторных исследований сотрудниками павлодарской областной территориальной инспекции комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе. В связи с чем подлинность отбора образцов от партии, в которой выявлен карантинный объект “зебра чип” и достоверность принадлежности образцов, направленных на экс­пертизу, именно к этой партии, вызывает минимум сомнение”.

- А как же акт отбора проб за подписью официального представителя комитета, инспектора Ахмединовой? - недоумевает Кабдилов. - По логике Минсельхоза, мы, фермеры, заинтересованы покупать зараженный семенной картофель, скрывать это от государства и умышленно заражать свои хозяйства карантинной болезнью! Неужели в родном Министерстве сельского хозяйства действительно считают нас такими глупцами?

После того как фермеры написали жалобу президенту, им пришел совершенно удивительный ответ Минсельхоза. Даже не отписка, как это традиционно бывает, когда жалоба для рассмотрения направляется тем, на кого она написана, а сплошное искажение фактов. Так, например, в сельскохозяйственном ведомстве решили прояснить, как их лаборатория, не имея аккредитации на любые методики определения “зебра чипа”, не только эти анализы провела, но еще и умудрилась конкурировать с ведущими аккредитованными лабораториями. Чиновники от Минсельхоза прикрылись приложением №12 к договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года.

- Мы внимательно изучили это приложение. В нем речь идет о лабораториях как экспертных организациях, аккредитованных и уполномоченных в соответствии с законодательством государств-участников проводить исследования в области карантина растений. И нет ни слова о том, что какая-либо лаборатория освобождается от аккредитации. Но и самое главное: какое отношение имеет договор о ЕАЭС к взаимоотношениям с ФРГ? Интересно посмотреть, как наш Минсельхоз будет его применять в нынешнем споре с Германией, ведь это будет не наш суд, - вопрошает Орынжар Кабдулов.

А то, что суд будет, не вызывает никаких сомнений. И Казахстан, и ФРГ являются участниками Меж­дународной конвенции по карантину и защите растений и в соответствии с этим документом при возникновении спора “должны в возможно короткие сроки провести двухсторонние консультации с целью разрешения вопроса”.

По версии Минсельхоза, в Германию было направлено восемь нотификаций о выявленном несоответствии и ни на одно из этих писем не было ответа. Между тем у фермеров этот ответ имеется. Директор федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Карола ШОРН уведомляет казахстанскую сторону, что пробы отгруженного картофеля были проверены в трех лабораториях по всем пяти методам ПЦР-диагностики и ни в одной не было обнаружено карантинного возбудителя!

В общем, претензию вторая сторона отклонила и попросила предоставить подробную информацию об использованных методах исследований в Казахстане. Но, вместо того чтобы всем вместе разобраться, был или нет в картофеле “зебра чип”, в Минсельхозе решили наказать фермеров. Только вот действительно за что, если все остальные аккредитованные и сертифицированные международные лаборатории говорят о том, что картофель чист?

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть