Долговая настойчивость
Дело Алмаса Абдыгаппарова: кому досталась квартира его родителей стоимостью 250-300 миллионов тенге?
Ресторатор Алмас АБДЫГАППАРОВ уже больше двух месяцев находится в следственном изоляторе. Бизнесмен признан подозреваемым в хищениях и мошенничестве, а в качестве пострадавшей стороны выступает ТОО “AV Construction”, где он ранее занимал должность заместителя директора, продавая объекты недвижимости.
Согласно материалам уголовного дела основатель Parmigiano Group получил от нескольких покупателей деньги, но в кассу эти суммы не попали, в связи с чем руководитель предприятия обратился с заявлением в полицию. С того момента прошло достаточно много времени, но тема вновь оказалась на повестке дня благодаря выступлению супруги Алмаса Ольги АБДЫГАППАРОВОЙ. Она обвинила алматинских полицейских в вымогательстве 4,5 миллиона долларов: якобы за эту сумму им обещали прекратить дело. Ну а дальше начался настоящий бразильский сериал.
Ее выступление иначе как информационной бомбой не назовешь. Если верить супруге предпринимателя, то начальник департамента полиции Алматы Канат ТАЙМЕРДЕНОВ и его заместитель Рустам АБДРАХМАНОВ вымогали у ее семьи огромные деньги в обмен на свободу Алмаса. Правда, практически сразу подполковник Абдрахманов выступил с ответным заявлением и назвал обвинения в свой адрес абсурдными. Кстати, теперь у полицейских есть возможность самим обратиться в правоохранительные органы, чтобы привлечь Абдыгаппарову к ответственности за заведомо ложное обвинение в совершении коррупционного преступления.
А еще Ольга рассказала, что у родителей Алмаса отобрали долю в компании и квартиру. После этого свое видео записала сестра Алмаса Гаухар БАБАЕВА, заявившая, что их мама переписала долю на доверенное лицо совершенно добровольно. Позже появилось видео с 73-летней мамой Алмаса Сауле ДЖУНУСБЕКОВОЙ, которая объявила, что часть компании они отдали неким людям под давлением. О давлении, но уже на следствие, заявил и адвокат потерпевшей стороны Дулат АХМАДИЕВ, считающий, что за всеми этими выступлениями стоит Алмас Абдыгаппаров.
Но на самом деле не так и важно, кому в итоге досталась доля в ТОО, поскольку она особой ценности не представляет. Бизнесмены знают, что ее очень легко размыть путем увеличения уставного капитала: и если вчера тебе принадлежали 25 процентов, то завтра они могут превратиться в 2,5 или даже в 0,25 процента. Причем происходит это не только в Казахстане. Стандартная схема.
Кроме того, ценность доли в строительной компании появляется только после того, как предприятие сдаст объект, продаст его, рассчитается с кредитами и подрядчиками, заплатит налоги и получит окончательную прибыль. Вот только тогда придет время делить дивиденды в соответствии с вложениями. Но это долгий процесс, и не факт, что совладелец фирмы в итоге получит доход.
Гораздо интереснее выглядит ситуация с продажей недвижимости, о чем упомянула Ольга Абдыгаппарова, а все остальные члены семьи промолчали. Но об этом активе стоит рассказать подробнее.
Итак, квартира в ЖК “Silverwood Apartments” была оформлена на отца Алмаса Алтая АБДЫГАППАРОВА. Общая площадь жилья - свыше 500 квадратных метров, а жилой комплекс можно назвать по-настоящему элитным. Он находится в верхней части города и состоит из нескольких малоэтажных построек. Стильно, модно и дорого. На сайте krisha.kz сейчас выставлена на продажу лишь одна квартира в этом ЖК площадью 500 “квадратов”, и просят за нее 250 миллионов тенге. Но Абдыгаппаровы продали свою недвижимость с большой скидкой - за 100 миллионов. По крайней мере, именно такая сумма указана в договоре. Эти документы есть в распоряжении редакции. Вполне возможно, что за 250 продают сейчас ту, что раньше купили за 100 миллионов.
Не менее интересна личность покупателя. Им стал 43-летний Нурлан УСЕНБАЕВ. В интернете можно за деньги приобрести доступ к постановлению коллегии Верховного суда 2002 года, где сказано, что годом ранее Усенбаев Нурлан Жексеналиевич был осужден за коррупционное преступление: будучи оперуполномоченным уголовного розыска, он получил взятку в размере девяти тысяч тенге и двух мешков муки. В итоге Усенбаеву отмерили наказание в виде 7 лет лишения свободы, и он, пройдя эти университеты, стал владельцем элитного жилья в предгорьях Алматы.
Почему никто из Абдыгаппаровых в своих видеообращениях не акцентирует внимание на этой сделке? Ведь достаточно выяснить, кто такой Усенбаев или на кого он работает, и станет ясно, кому именно на самом деле отошла недвижимость родителей Алмаса и кто действительно оказывает давление на семью. Согласитесь, продажа не выглядит рыночной: за объект стоимостью 250-300 миллионов тенге покупатель отдал в разы меньше. Со стороны все это напоминает возврат долгов. Но кому?
А чтобы разобраться в этом, нужно глубже изучить финансовые претензии, выдвинутые в адрес Алмаса Абдыгаппарова. Успешный бизнесмен, попадавший на обложку журнала “Форбс” и регулярно дававший интервью деловым СМИ, оказался должен крупные суммы разным людям и организациям. Публично свои претензии ресторатору высказал американец Патрик О`МАРА. С заявлением в органы ранее также обращались англичане из компании B.B.Energy Trading Limited, наконец, в базе судебных актов есть вступившие в силу решения о взыскании задолженности с Абдыгаппарова в пользу Сбербанка. И во всех случаях счет идет на десятки миллионов долларов.
Мало кто знает, но претензии к владельцу модных заведений предъявляла и сингапурская компания Amaya Investments PTE.LTD. Причем свой долг в размере 16 миллионов долларов эта фирма передала по договору цессии гражданину Грузии по имени Важа БЛИАДЗЕ в начале 2020 года.
Таким образом, на поле кредиторов Алмаса Абдыгаппарова появился еще один новый игрок. К кому из них имеет отношение осужденный за взятку полицейский Усенбаев? Наверное, на этот вопрос лучше всего могут ответить пожилые родители Алмаса, которых в этой ситуации действительно очень жаль. Вряд ли они догадывались, что у сына такие огромные проблемы с выполнением обязательств, из-за чего теперь им приходится страдать.
К слову, претензии по обязательствам предъявлены и Ольге Абдыгаппаровой, но она тоже пока об этом молчит. В едином реестре должников недавно появились сведения о долгах супруги Алмаса более чем на 200 миллионов тенге. Постановлениями двух судебных исполнителей ей запрещен выезд из страны.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы