Второй сорт?
Иностранный инвестор стал делить наших граждан на “белых” и “чёрных”
В нашей Конституции четко сказано, что каждый гражданин имеет право на свободу труда, на рабочие условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Но в Караганде нашлось предприятие, которому, по всей видимости, наши законы не писаны.
Почти три года назад за нарушение трудового законодательства была осуждена и выдворена из страны директор по персоналу АО “АрселорМиттал Темиртау” Анна АДОМ. А теперь администрация этой компании нарвалась на новый иск за блокирование человеку доступа к рабочему месту.
Житель Темиртау Дмитрий МАЛМАЛАЕВ не так давно числился в штате “Арселора”. А потом его пригласили в другую компанию, которая заключила с АМТ договор о подрядных работах на территории металлургического комбината.
Некоторое время Малмалаев спокойно работал на новом месте.
- Прихожу на работу, а на проходной мне сообщают, что мой электронный пропуск заблокирован. Без него, понятно, пройти на территорию комбината я не могу, - рассказывает, как узнал о “сегрегации”, Дмитрий. - Пошел выяснять, в чем причина. Мне заявили, что в арселоровской базе данных я уже не числюсь. На все мои вопросы мне отвечали, что поступила
команда блокировать допуск. И еще открыто сказали, что мои данные занесли в черный список, существование которого АМТ официально отрицает.
- За что в этот список можно попасть?
- Если технику безопасности нарушал, пьяным на работе поймали и тому подобные нарушения. Но по поводу меня конкретных причин не имелось. Перед переходом на новую работу я написал заявление на увольнение по собственному желанию. Напоследок меня заставили отрабатывать еще месяц. То есть если бы какое-то недовольство со стороны руководства компании было в мой адрес, уволили бы сразу. Прежде чем меня допустили к работе на новом месте, я прошел обучение в отделе кадров, сдал экзамен по технике безопасности, и мне выдали электронный пропуск подрядчика. Ни в каком криминале и хищениях я замешан не был. Почему ко мне отношение изменилось, я так и не понял, - разводит руками Дмитрий.
Разумеется, о возникших проблемах был оповещен работодатель Малмалаева. Руководство фирмы, по словам Дмитрия, выразило недоумение и направило в АМТ письмо (копия имеется в распоряжении редакции) с просьбой разблокировать пропуск, а в случае отказа дать аргументированный письменный ответ. Однако официальное обращение подрядчика топ-менеджментом АМТ было проигнорировано.
Тогда Малмалаев вспомнил, что у государства есть целая структура, которая обязана бдеть за соблюдением трудовых отношений и имеет полномочия проводить соответствующие проверки, - областное управление по инспекции труда. Из ответа руководителя этого ведомства Ирины ЛЮБАРСКОЙ (тоже имеется в нашем распоряжении) Дмитрий узнал, что субъектами трудовых отношений являются работодатель и работник. И что эти отношения возникают на основе трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом.
А что касается оценки ситуации, то в ответе госоргана про нее нет ни слова. Вероятно, потому, что кому-то стало лень заниматься проблемами рядового человека. Малмалаеву лишь дали рекомендацию обращаться в суд: мол, Фемида уж точно никуда не денется, будет рассматривать спор.
- Пришлось готовить исковое заявление, - рассказывает Дмитрий. - Но прежде еще была примирительная процедура, сейчас же без нее в суд не попадешь. И вот во время попытки примирения представительница “АрселорМиттал Темиртау” открытым текстом заявила: “Мы частная компания и не хотим видеть этого человека на своей территории”. Все присутствовавшие очень удивились таким словам. Как будто на АМТ действуют какие-то свои законы, которые выше казахстанских. В общем, миром разойтись не удалось. Надеюсь, теперь хоть суд во всем разберется и защитит мои права. Мне еще повезло, что у меня зарубежный работодатель, который откровенно шокирован ситуацией, но зарплату платить продолжает.
К слову, в своем иске Дмитрий Малмалаев не просит многого: лишь признать действия “Арселора” незаконными, устранить препятствия для выполнения трудовых обязанностей и компенсировать причиненный моральный вред выплатой в размере 50 тысяч тенге.
Мы будем следить за судебным процессом. И ждать, что на странный черный список иностранной компании все-таки обратят внимание наши чиновники. Кто дал ей право придумывать ограничения для наших граждан по своему необъяснимому усмотрению?
Ирина МОСКОВКА, фото из личного архива Дмитрия МАЛМАЛАЕВА, Караганда