Если нет спиртного, значит, вы не главный врач
Междоусобные споры в системе здравоохранения в Северо-Казахстанской области вышли за границы дозволенного
Уже больше года не утихает конфликт между областным управлением здравоохранения и главным врачом Кызылжарской районной больницы Александром КУДАЙБЕРГЕНОВЫМ, которому в прошлом году пришлось восстанавливаться в должности через суд после незаконного увольнения. А недавно он был вынужден отстаивать свои права через областной совет по этике, доказывая, что чиновник облздрава не имеет права искать водку в холодильнике главврача.
Вскоре после совета по этике в Кызылжарской районной больнице закрыли инфекционный стационар, где лечили коронавирусных больных. После транспортировки пациентов из райцентра Бесколь в больницы Петропавловска двое из них скончались.
- Закрытие инфекционного стационара в Кызылжарской районной больнице никоим образом не связано ни с какими личностными взаимоотношениями, - заверил журналистов заместитель руководителя областного управления здравоохранения Кумар КУСЕМИСОВ в ответ на вопросы, не закрыли ли инфекционный стационар из-за желания руководства облздрава поквитаться с несговорчивым главврачом и не стали ли жертвами этой холодной войны умершие больные. - Наблюдается снижение уровня заболеваемости в области, нагрузка на инфекционные стационары снизилась, и необходимости содержать инфекционное отделение в районной больнице, которая территориально близко расположена к городским стационарам, нет.
Чиновник подтвердил журналистам, что за лечение ковидных больных медучреждению платили значительно больше, чем за остальных.
- По поводу смертельного случая - да, пациентка 1945 года рождения была переведена в новую модульную инфекционную больницу и сутки спустя скончалась. Районная больница является стационаром второго уровня, откуда пациенты при ухудшении состояния так или иначе переводятся в инфекционные стационары первого уровня в Петропавловск, - пояснил чиновник.
Сын второй пациентки, Надежды ПРИТОЛЮК, которая тоже скончалась после транспортировки в городскую больницу, говорит, что мать испытала сильный стресс, из-за которого, возможно, и умерла.
- Последний раз я слышал ее в тот день, когда закрыли отделение и перевезли всех больных, в том числе и тяжелых, как мама, в Петропавловск. Она сильно расстроилась, говорила, что ей страшно, что очень устала во время сборов и дороги. К тому же из палаты в Бесколе, в которой она лежала одна, ее поместили в палату, полную народа. Говорила, что там абсолютно другое, не такое заботливое и чуткое отношение со стороны медперсонала, хуже условия, - вспоминает Павел ПРИТОЛЮК.
А ночью женщине стало плохо. 5 февраля после нескольких дней медикаментозного сна под аппаратом искусственной вентиляции легких ее не стало…
- Буду добиваться проверки от прокуратуры. Для меня важно, чтобы чиновники, которые вынесли это спорное решение о закрытии отделения, больше никогда не работали в системе здравоохранения, чтобы больше никто не пострадал, - говорит сын покойной.
Но вернемся к дисциплинарному делу, которое рассматривали на совете по этике. Дело в том, что главврач районной больницы наказал заведующего хирургическим отделением, который отказался выехать к пациенту с ножевыми ранениями, переложив проведение манипуляции на ординатора и проконсультировав его по телефону! Хирургу наказание не понравилось, и он пожаловался в облздрав на травлю и предвзятое отношение со стороны руководства. В управлении здравоохранения для разбора инцидента создали комиссию во главе с Нурланом АЙМАНОВЫМ, в тот момент исполнявшим обязанности руководителя управления здравоохранения.
“По прибытии он начал буквально отчитывать меня за то, что я, наказывая работника, не нахожу с ним общий язык, что приводит к появлению жалоб в вышестоящие организации… Он делал это с нескрываемым пренебрежением и в таком тоне, в каком я никогда не позволяю себе разговаривать со своими сотрудниками. Причем такой стиль руководства присущ ему в целом. А на мне он проявляется наиболее ярко, видимо, по причине судебного разбирательства, по итогам которого я был восстановлен в должности главного врача. Айманов Н. Б. участвовал в суде и был настолько категорически против моего восстановления, что не посчитал нужным пойти на заключение предложенного мною мирового соглашения. В результате суд обязал управление здравоохранения оплатить мне вынужденный прогул в сумме почти двух миллионов тенге”, - позже написал в совет по этике Северо-Казахстанской области юрист Олег ХРУПИН от имени главврача Кызылжарской районной больницы Александра Кудайбергенова, интересы которого он представляет.
В своих объяснительных сам Айманов и члены комиссии все отрицали, будто у них отшибло память.
“Фразы “Пациент же не умер? Жалоб от родственников пациента не получали?” от меня не исходили, есть свидетели, все члены комиссии. “Прекратите гонять врачей” - мною тоже не было высказано, так как это не в моем лексиконе и не соответствует кодексу госслужащего”, - написал в своем объяснении Нурлан Айманов.
Олег Хрупин обратился к руководителю департамента Агентства по делам государственной службы по СКО Елене СТЕПАНЕНКО с повторным заявлением, на этот раз приложив неопровержимое доказательство - диктофонную запись совещания.
Аудиозапись, попавшая в распоряжение корреспондента “Времени”, весьма интересная. Члены комиссии позволили себе даже искать спиртное, которого не оказалось, в холодильнике. Тогда они сказали: “Если нет спиртного, значит, вы не главный врач” - и начали шутить о том, как расстроился бы по этому поводу ШПЕКБАЕВ (Алик, очевидно, председатель Агентства по противодействию коррупции), если бы приехал с проверкой и заглянул в холодильник.
Можно услышать в записи и такие недвусмысленные цитаты Айманова, обращенные к Кудайбергенову: “Вы врагов создали слишком много, что не разгребете скоро… Бросьте свои байские замашки… Не окажитесь не на том месте, когда накладываете выговор. Он же не насрал на голову вам, он вас не отпинал, он вас не материт, не унижает, ваши личные семейные дела не трогает, пригласите, по-человечески с ним поговорите. Чё вы, как будто я новорожденный?”
Дисциплинарное дело Айманова рассмотрели на совете по этике. В его действиях - употребление некорректных слов во время совещания и нечестный ответ в своих пояснениях - усмотрены нарушения Этического кодекса. Членами совета по этике было предложено рекомендовать руководству облздрава наложить на Айманова взыскание в форме замечания.
Стоит отметить, что, когда известного в прошлом детского хирурга Кудайбергенова увольняли с должности главврача районной больницы, за него вступились не только общественность, благодарные пациенты и областной профсоюз, но и коллектив. Больше 150 коллег написали обращение акиму Северо-Казахстанской области Кумару АКСАКАЛОВУ с просьбой вернуть руководителя.
Ценят профессионализм Кудайбергенова и за рубежом. Недавно в адрес главврача пришла письменная благодарность от чрезвычайного и полномочного посла Турции в Казахстане Уфука ЭКИДЖИ за внимание и заботу медперсонала, проявленные в период пребывания в Кызылжарской районной больнице гражданина Турции Идриса КАРТАЛА, а также за поддержку, которую оказало руководство больницы при отправке вылеченного пациента на родину.
- Самодурство отдельных чиновников как раз и приводит к острому дефициту медицинских кадров в регионе, которые устают бороться с ветряными мельницам системы, - считает представитель главврача Олег Хрупин. - Поэтому я настоял и написал заявление в совет по этике, так как считаю недопустимым такое общение с коллегами. Но главное, поразил цинизм, с которым было произнесено “пациент же не умер”, как показатель отношения к здоровью и жизни людей. Мне кажется, что замечание - слишком мягкое для него наказание, так как считаю, здесь применима цитата нашего президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА: “В слышащем государстве каждый гражданин должен чувствовать себя в безопасности, быть защищенным от любых проявлений самодурства и некомпетентности со стороны чиновников. От таких чиновников мы будем решительно избавляться”.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, региональной службы коммуникацийи с сайта больницы, Петропавловск