9002

Грязная работа

Рядовой, на первый взгляд, судебный процесс по делу продавца наркотиков завершился на днях в Нур-Султане. На скамье подсудимых оказался 21-летний Аслан МУКАШЕВ. Он сбыл своей знакомой психотропное вещество весом более двух граммов, что является особо крупным размером. За это юноша получил 10 лет лишения свободы. Но в ходе судебного разбирательства вскрылись удивительные подробности работы сотрудников полиции, отвечающих за борьбу с незаконным оборотом наркотиков...

Грязная работа

Аслан Мукашев не первый раз попадает за решетку. В 2017 году, будучи несовершеннолетним, парнишка сел в тюрьму за грабеж, а в феврале 2020-го освободился условно-досрочно. Правда, погулять на воле Аслан не успел - уже в июне его вновь арестовали, на этот раз по подозрению в продаже наркотиков. И теперь, после очередного приговора, Мукашев вернется домой очень нескоро.

Обстоятельства его поимки весьма необычны. В ночь на 21 апреля, в самый разгар карантина, парня с приятелем Саматом БАКЕШОВЫМ задержали пат­рульные. В кармане у друга Аслана обнаружили подозрительное вещество. Обоих задержали, но Бакешов сумел сбежать прямо в наручниках. А вот Мукашева привезли в отделение, где тщательно обыскали и забрали телефон - его признали вещественным доказательством.

А дальше началось самое интересное. Примерно в 5 часов утра Мукашева забрали из отдела полиции двое оперуполномоченных - Медет ЖУМАСИЯНОВ и Досхан ТОЛЕПБЕРГЕНОВ. Сначала парня повезли за приятелем Бакешовым, а потом все вместе они вернулись в РОП. Уже днем 21 апреля, примерно в 12 часов, опера снова забрали Мукашева якобы для проведения следственных мероприятий.

Что же подразумевается под этой размытой фразой? По словам задержанного, в тот день он исполнял роль личного банкомата полицейских. Они поели в кафе (Мукашев заявил, что оплатил счет на 6-8 тысяч тенге), потом прокатились к брату одного из оперов в поселок Ильинка, и Аслан заправил автомобиль на 6 тысяч плюс положил в подлокотник авто 16 тысяч и перекинул 30 тысяч тенге за ремонт телефона Толепбергенова. Кроме этого Мукашев заявил, что Медет Жумасиянов ударил его по лицу, когда увидел, что Аслан перечислил родственнице около 200 тысяч тенге и тем самым опустошил свой счет.

В ходе судебного процесса эти факты были перепроверены. Поначалу оперативники полностью отрицали факт того, что они куда-то ездили с задержанным и пользовались его телефоном. Но на третьем допросе все же вспомнили, что действительно перепроверяли вместе с Мукашевым информацию о местах закладок. К тому моменту суд уже установил, что мобильные телефоны всех троих “передвигались” по городу вместе, а факт того, что опера забрали задержанного, подтвердили в отделе полиции. Правда, Жумасиянов и Толепбергенов продолжали настаивать, что никаких денег у Аслана не брали и ничего он не оплачивал. При этом, опять же в суде, удалось подтвердить, что как минимум за ремонт смартфона оперуполномоченного Мукашев заплатил - перевод на счет мастера осуществила родственница Аслана по его просьбе.

Но это еще не все. Когда всплыли все эти подробности, в суде был поднят вопрос о возможном заключении процессуального соглашения. И тогда обсуждать условия этого документа в следственный изолятор отправился… Толепбергенов! Якобы прокурор направил поручение следователю, а тот передал его оперуполномоченному. В течение почти полутора часов Толепбергенов о чем-то говорил с Мукашевым с глазу на глаз, без адвоката. По словам Аслана, на него было оказано психологическое давление и ему угрожали.

Все эти события позволили стороне защиты утверждать, что преступление Мукашева было спровоцировано. Заявление на него написала знакомая, засекреченная под псевдонимом Иванов И. И. Ранее они вместе проводили время и употребляли наркотики. От нее Аслан и получил предложение купить за ее счет психотропное вещество и отдохнуть. Мукашев так и поступил - он купил товар и встретился с Ивановым И. И., а когда получил деньги, его задержали. По его версии, телефон девушки опера узнали из его мобильного телефона, когда изучали переписку в мессенджерах.

Так это или нет, судить не берусь. Мукашева в итоге признали виновным в сбыте наркотических средств, и он получил 10 лет 6 месяцев лишения свободы с учетом первого не до конца отбытого срока. А еще судья Виктория СЕМЕНОВА вынесла частное постановление, в котором отразила все странные действия сотрудников полиции и отметила, что оперативники могут быть причастны к следующим преступлениям:

- незаконное лишение свободы Мукашева (статья 125 УК);

- заведомо незаконное задержание Мукашева (ст. 414);

- нарушение равноправия человека и гражданина лицом, использующим свое служебное положение (ст. 145);

- грабеж - открытое хищение телефона Мукашева (ст. 191);

- нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 147);

- нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, совершенное лицом с использованием служебного положения (ст. 148);

- фальсификация доказательств и оперативно-розыскных материалов (ст. 416);

- заведомо ложные показания (ст. 420);

- превышение власти или долж­ностных полномочий (ст. 362).

Отдельно суд отметил, что опер­уполномоченные Жумасиянов и Толепбергенов дважды давали в суде недостоверные показания, а также нашел подтверждение тот факт, что задержанный оплатил ремонт мобильника одного из них.

Теперь частное постановление будут рассматривать начальник департамента полиции Нур-Султана Ержан САДЕНОВ и прокурор столицы Бауржан МЫРЗАКЕРОВ. Вполне вероятно, что в их практике это будет первый случай, когда действия двух простых полицейских проверят по девяти статьям Уголовного кодекса. И возникает логичный вопрос: интересно, столичные борцы с незаконным оборотом наркотиков всегда так работают?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото со страницы ВКонтакте, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее