Авто на приколе
Как купленная в Казахстане у официального дилера новенькая машина оказалась в России, где ее угнали и даже выплатили страховку, хотя все это время она была у законных хозяев
Осенью 2012 года столичная фирма приобрела у официального дилера новенький “ниссан патрол” серебристого цвета с ВИН-кодом JN1TANY62U0017668 и номером двигателя 063757А. Хозяева с удовольствием рассекали на красивом авто, даже не подозревая, что через каких-то три года у них начнутся серьезные проблемы.
В 2015 году столичная компания, приобретшая машину, прошла процедуру перерегистрации и переименования, соответственно, пришлось переоформлять и имущество. Сотрудники фирмы обратились в ЦОН за новым техпаспортом и номером. И тут выяснилось, что машина, купленная совершенно новой у официального дилера, находится в международном розыске!
В ходе разбирательства было установлено, что летом 2015-го в российском Екатеринбурге угнали “ниссан патрол”, ранее приобретенный в Казахстане. Если быть точнее, техпаспорт на него выдали в Караганде в январе 2013 года. Оказалось, что два автомобиля совершенно идентичны - цвет, год выпуска и ВИН-коды полностью совпадают! Более того, новый хозяин угнанного в России карагандинского “ниссана” получил страховку.
Ошарашенные этим обстоятельством владельцы приобретенного в 2012 году автомобиля наняли юриста, который выяснил, что в Екатеринбурге действительно исчез брат-близнец “патрола” из столицы Казахстана. Однако, согласно ответу производителя, “ниссан патрол” с тем самым номером кузова был выпущен всего в одном экземпляре и его благополучно продали в Казахстане через официального дилера.
В свою очередь казахстанская Погранслужба сообщила, что этот автомобиль никогда не покидал границу нашей республики. А по данным департамента госдоходов, владельцы машины исправно платили и платят до сих пор налог на авто. Наконец, есть бумага из е-правительства, где указано, что у машины только один хозяин, и он никогда не менялся.
Владельцам столичного “ниссана” не оставалось ничего другого, как обратиться с заявлением в полицию, чтобы там выяснили, при каких обстоятельствах у их железного коня появился брат-близнец. Оказалось, что документы двойника выданы на имя некоего Ивана Григорьевича ТИСЛЕНКО. При этом номер техпаспорта, оформленного на “патрол”, который уехал в Екатеринбург, был присвоен другому транспортному средству - прицепу “ГКБ 8350”, принадлежащему некоему САДВАКАСОВУ и снятому с учета еще в 2007 году. При этом непонятно, какой именно номерной знак установили на “ниссан” - то ли 431ABA09, то ли 481ABA09. Один номер оформлен на “фольксваген”, второй - на “мерседес”. Все это свидетельствует о том, что техпаспорт на “ниссан”, угнанный в Екатеринбурге, явно подделали.
Минувшим летом по этому факту возбудили уголовное дело, а расследовать его поручили дознавателю Михайловского отдела полиции Караганды Дарине УРСТЕНОВОЙ. Адвокат, представляющий интересы законного владельца “патрола”, направил в полицию ряд ходатайств и попросил сделать несколько запросов. Чтобы определить, кто же подделал техпаспорт на “ниссан”, надо было поднять документацию и установить, какие именно сотрудники карагандинской полиции отвечали за выдачу бумаг на автомобили в январе 2013 года. То есть злоумышленником мог легко оказаться сослуживец Урстеновой.
Быть может, именно поэтому молодая дознаватель (согласно соцсетям, ей 23 года) занималась следственными действиями без особого энтузиазма. Кое-что она, конечно, выяснила. Например, что владелец прицепа, у которого номер техпаспорта совпал с номером техпаспорта Тисленко, уже скончался. Ну и еще выяснилось, что никакого Ивана Григорьевича Тисленко в Казахстане нет - в базах данных такой человек отсутствует. То есть из Караганды в Екатеринбург уехал какой-то другой мужчина с поддельными документами. А чтобы выйти на него, надо найти сотрудника карагандинской полиции, выдавшего техпаспорт.
К сожалению, Дарина Урстенова докопаться до истины не смогла. И, честно говоря, складывается впечатление, что не очень-то и хотела. Например, в августе к ней обратился адвокат о направлении запроса, 7 сентября она ответила, что просьба юриста удовлетворена, осталось дождаться ответа. Но позже выяснилось, что запрос по ходатайству адвоката был отправлен... лишь 8 октября, да и то после его жалобы. Да и в целом особого рвения в расследовании Дарина не проявляла, при этом лишь изредка отвечала на звонки и сообщения юриста.
В итоге представитель хозяев законного “ниссана” написал несколько жалоб на Урстенову. В прокуратуре подтвердили, что дознаватель не особо старается, а вот в специализированном следственном суде случился настоящий анекдот.
Жалобу на дознавателя адвокат подал 30 октября. Судья Шингис ГАНИОЛЛА 2 ноября принял материал в производство и истребовал уголовное дело. Заседание назначили на 11.30 6 ноября, но позже по просьбе прокуратуры процесс передвинули на вторую половину того дня. И тут судья неожиданно обнаружил в материалах постановление о прекращении уголовного дела, датированное… 6 ноября! Соответственно, следственный суд уже не мог рассматривать жалобу, поскольку дело по факту прекратили. И это наталкивает на мысль, что по всем аналогичным жалобам можно поступать так же - затягивать время рассмотрения, а потом прекращать расследование. Просто до гениальности!
Вот вам и замкнутый карагандинский круг. В 2013 году в шахтерской столице выдали сомнительный техпаспорт, номер которого оформлен на прицеп умершего человека, а указанный в нем номер авто совпадает с номерами других машин. Об этом стало известно в 2015 году, а в 2020-м дознаватель Дарина Урстенова, не приложив особых усилий, установила, что состава преступления нет. И получается, что никто из ее коллег не виноват.
Но что делать владельцам настоящего “ниссана”, купившим машину у официального дилера? Они ведь не могут ни продать, ни подарить автомобиль просто потому, что он по-прежнему значится в розыске. Им остается только одно: надеяться, что на их многочисленные обращения обратят внимание в МВД, антикоррупционной службе или прокуратуре. И кто-нибудь заставит карагандинских полицейских работать.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта vk.com, Алматы