7900

Нездоровый аппетит

В Уральске депутата обвиняют в захвате школьных столовых

Нездоровый аппетит

В Уральске разгорается скандал в сфере школьного питания. Предприниматели, много лет занимавшиеся приготовлением завтраков и обедов для учеников, обратились к президенту с просьбой защитить их от произвола депутата маслихата Западно-Казахстанской области Ляны ТУРСЫНОВОЙ. Слугу народа обвиняют в монопольном захвате школьных столовых, а местную власть - в бездействии.

Несмотря на то что учебный год начался три недели назад, в Уральске до сих пор остается невыясненной ситуация с тем, кто же будет кормить школьников. Формально конкурс состоялся, и победители определены, однако его результаты вызывают вопросы. Сейчас идет проверка.

Уральские предприниматели утверждают, что он прошел с множественными нарушениями, сделанными в пользу одного-единственного участника. В письме президенту представители малого бизнеса поясняют, что уже много лет школьные столовые Уральска работают под негласным руководством депутата областного маслихата Ляны Турсыновой.

- Ситуация складывается таким образом, что именно Турсынова решает, кто на какую школу может претендовать, кто побеждает, а кто пролетает, - говорит одна из предпринимательниц, подписавших письмо президенту, Анна ПЕТУХОВА

- Естественно, самые лучшие лоты она всегда забирает себе, некоторые раздает особо приближенным. Боже упаси подать заявку на конкурс без ее “благословения”. Потеряешь все! Каким образом? Конкурс не выиграешь, а если и выиграешь в этом году, то в следующем вообще не сможешь участвовать. В комиссии сидят люди, полностью зависящие от нее. Ее семья захватила больше 80 процентов школьных столовых Уральска.

Скандал начался с того, что в Уральске решили работать с арендаторами столовых в форме государственно-частного партнерства. В отличие от других городов, где ГЧП вводят поэтапно, начиная с нескольких объектов, в Уральске решили ввести новшество сразу во всех школах, причем почти на девять лет!

В законе о ГЧП четко прописано, что такое партнерство реализуется в случае отсутствия оборудования или его изношенности в целях замены на новое. В Уральске же больше половины школ, отданных в ГЧП, либо после капитального ремонта, либо совершенно новые, построенные год-два назад. Там прекрасно оборудованные столовые и кухни, явно не нуждающиеся ни в ремонте, ни в обновлении. Соответственно, их передача в ГЧП не может быть выгодной никому, кроме предпринимателя, взявшего их в аренду. И в таких условиях практически все лоты с новыми школами выиграло ТОО “Отау-Алан”, директором которого является Ляна Турсынова.

Школьные столовые и кухни, переданные в ГЧП, находятся в идеальном состоянии.

Это переполнило чашу терпения ее коллег по цеху. Уральские предприниматели ЗАРУБИН, КУЛЬЧИКОВА, БЕКБУЛАТОВА, ВОРОБЬЕВА, САНАТОВА, СТАРОСТИНА и другие обратились с открытым письмом президенту, в антикоррупционное агентство, областную прокуратуру и областной акимат. Вот только несколько конкурсных нарушений, о которых рассказали предприниматели.

Во-первых, сам конкурс был объявлен в Уральске в момент жесткого карантина, когда подавляющее число госучреждений работало на удаленке и собрать документацию, необходимую для участия, не представлялось возможным. Большинство потенциальных арендаторов отвалились уже на этом этапе. Те немногие, кто оказался подготовленным к ситуации, были просто ошарашены, увидев необходимую конкурсную документацию и условия конкурса.

- Конкурсная комиссия при рассмотрении заявления на лот высчитывает количество баллов у каждого потенциального поставщика услуги, - говорит Валерий Зарубин. - Баллы дает выполнение определенных условий. Так вот в конкурсной документации были прописаны пункты, рассчитанные конкретно под Турсынову, и переписаны пункты, по которым у нее могли быть несоответствия. Например, отмечено наличие аппаратов автоматизированной оплаты именно той фирмы, которую возглавляет Турсынова, и договоров на обслуживание с той фирмой, с которой заключен договор у нее же. Зато убрали обязательный пункт о дипломированных поварах. В таком количестве, какое ей потребуется для обслуживания всех школ, поваров с дипломами она, конечно, не найдет. Поэтому в обход нормативных актов этот пункт поменяли.

Переписывая конкурсную документацию, чиновники, по словам Анны Петуховой, дошли до смешного. Они прописали пункт, по которому налог на амортизацию должен составлять не менее определенной суммы. Фактически это означает, что оборудование должно быть изношено не менее чем за определенное количество лет. И чем новее оно, тем меньше шансов получить за него необходимый балл.

- Из республиканских ведомств наши жалобы и заявления спускают на местный уровень, а местные отвечают, что все законно, либо, что идет проверка, - говорит Анна Петухова. - При этом ни одного из нас, предпринимателей, кто писал эти письма, ни разу никуда не пригласили, не опросили. Мы все готовы предоставить исчерпывающие доказательства, что семья Турсыновых фактически монополизировала сферу школьного питания. Но эти доказательства никому не нужны!

Примечательно, что в прежних конкурсных комиссиях было обязательно присутствие представителей родительских комитетов и родители могли влиять на ситуацию. При проведении конкурса на ГЧП присутствие родителей необязательно. Поэтому их мнение никто не учитывает.

- Получается, мы не имеем права голоса в вопросах, касающихся питания наших детей - возмущена мама школьницы Ольга БИЗЯНОВА. - Как вообще возможно, что этот вопрос решает какой-то чужой дядя? По факту с переходом на ГЧП вопрос качества питания вообще оказался на задворках!

Несмотря на многочисленные обращения предпринимателей и родителей, ни в областном акимате, ни в управлении образования не видят в ситуации никаких проблем.

- В ответе за подписью первого заместителя акима области Мухтара МАНКЕЕВА сказано, что “проект государственно-частного партнерства считается завершенным после выполнения сторонами договора всех взятых на себя обязательств”, - говорит Валерий Зарубин. - Мы уже знаем, что ремонт в тех нескольких школах, где он действительно требуется, делает подставная фирма, на самом деле принадлежащая человеку, который разрабатывал конкурсную документацию. Как только ремонт будет закончен, акимат просто умоет руки, потому что обязанности Турсыновой перед государством считаются выполненными, и с этого момента она становится фактически единовластной владелицей уральских школьных столовых на ближайшие девять лет.

У Ляны Турсыновой свое видение ситуации. Предпринимательница уверена, что все эти письма и жалобы - происки неудачников, которые не сумели вовремя сориентироваться на рынке:

- Мы все предприниматели. Никто и ничем нам не обязан. Мы работаем не на чужого дядю, а на себя, зарабатываем деньги, чтобы кормить наши семьи. Поэтому, чтобы оставаться на плаву, необходимо развиваться, учиться и всегда быть в курсе ситуации. Предприниматели, которые пишут на меня жалобы, - это либо проигравшие в конкурсе, либо те, кто вообще не подавал документы на участие в нем.

Ляна Турсынова утверждает, что ни один пункт в конкурсной документации не может вызвать сомнения.

- Нужно понимать, что ГЧП - это совсем не тот конкурс, что проходил раньше, - говорит депутат. - У этих отношений свои законы, и разработчики конкурсной документации в первую очередь сообразуются с ними. Например, про обязательное наличие дипломированных поваров сказано в правилах питания. Разработчики конкурсной документации, конечно, могут взять какие-то пункты из этих правил, но не обязаны этого делать. Ну а говорить, что я могу как-то повлиять на составление конкурсной документации, и вовсе нелепо. Все эти процедуры находятся под тщательным контролем. На них не может повлиять никто. Конкурсная документация прошла экспертизу, никаких вопросов не возникло. Может быть, я также не согласна с какими-то пунктами. Но это вопросы не ко мне, а к разработчикам. За их действия я отвечать не могу. Что касается семейного бизнеса, то ни одного пункта, запрещающего родственникам заниматься одним видом предпринимательства, я не знаю.

Что касается объединения школ в лотах, участия в ГЧП новых учебных заведений и сроков действия заключенных договоров, то это, по словам Ляны Турсыновой, сделано для того, чтобы предпринимателям было выгодно участвовать в ГЧП.

- Если бы самые старые школы выставили отдельными лотами, на них даже никто претендовать бы не стал, - считает депутат. - Ведь там вложения нужны огромные. А вкупе с относительно новыми заведениями можно рассчитывать на прибыль. К тому же даже самые новые школы все равно требуют периодического ремонта. Существуют правила, регулирующие частоту ремонтных работ. Поэтому новые школы включили в ГЧП с учетом того, что за 8,5 года им точно потребуется обновление.

Тем временем заканчивается проверка, которую проводит областной департамент внутреннего государственного аудита. “Мы надеемся, что правоохранительные органы доберутся до правды и каждое деяние людей, вступивших в сговор, будет наказано по всей строгости закона, иначе все это будет продолжаться бесконечно”, - написали уральские предприниматели в обращении к президенту. Никогда раньше местная власть и правоохранительные органы слишком глубоко старались не копать. Посмотрим, как будет в этот раз.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть