4740

Мы не пьём, а лечимся!

Пытаясь защититься от коронавируса водкой, алматинцы так напивались, что ломали руки и ноги

Мы не пьём, а лечимся!

Такого количества пьяных людей у себя под окнами я не видела за все свои 32 года. Одиночество, безденежье, страх, разлука с любимой, день рождения вождя пролетариата - о поводе налить в стакан пьющие громко сообщали несколько раз за ночь не только друг другу, но и мирно спящим в своих квартирах людям. Приходилось из окна разгонять и демонстративно вызывать полицию, ведь они нарушали не только режим карантина, но и сразу две статьи Административного кодекса: соблюдение тишины с 22.00 до 9.00 и запрет на распитие спиртных напитков в общественном месте. Самое интересное, что это были не опустившиеся бомжи, а вполне благополучные граждане.

Действительно ли казахстанцы стали пить больше? Или показалось? Похоже, не показалось, ведь, как утверждает президент фонда “Амансаулык” Бахыт ТУМЕНОВА, Казахстан - самая пьющая страна в Центральной Азии.

- Казахстан по количеству пьющих людей от 15 лет и старше занимает первое место в Цент­ральной Азии. В год на одного казахстанца приходится около девяти литров алкоголя. Сомневаюсь, что в период пандемии коронавируса мы уступили свое место кому-либо, - уверена глава фонда. - Алкоголь не только отравляет организм, но и рушит социальные связи человека: увеличилось количество случаев бытового насилия, ведь оно чаще всего происходит после приема крепких напитков. Казахстанцы действительно стали пить чаще, особенно в это непростое время. Причины разные: одиночество, потеря дохода, ощущение социальной разоб­щенности, упадок сил.

В департаменте полиции Алматы подтвердили наши догадки: за распитие и нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения участковыми инспекторами полиции с начала года привлечен к административной ответственности 5521 правонарушитель. Это на 24,1 процента больше, чем в 2019 году. На принудительное лечение от алкоголизма и нар­комании определены 96 больных.

- Однако в текущем году наб­людается снижение преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в 2,2 раза, - отметила руководитель пресс-службы ДП Алматы Салтанат АЗИРБЕК.

Получается, казахстанцы стали действительно выпивать чаще, а вот преступлений под градусом стали совершать меньше. Видимо, потому, что расширилась категория задержанных за распитие напитков в общественных местах: многие из них мирные граждане, которые ранее даже не привлекались к ответственности. Или что-то еще?

С водкой всё плохо

Если казахстанцы стали пить чаще и больше, то наверняка выросли и продажи алкогольной продукции. Логично же? Но алкомаркеты без продовольственных отделов тоже в период ЧП и карантина были закрыты. А как же в гипермаркетах и супермаркетах? Там же алкогольной продукции как книг в библиотеке!

- Было небольшое увеличение продаж в период ажиотажа с середины марта до середины апреля. Но это было вместе со всеми другими продуктами - люди просто закупались впрок. Потом все нормализовалось, - рассказал PR-менеджер сети Magnum Дмитрий ШИШКИН.

Президент ассоциации “Каз­АлкоТабак” Амиржан КАЛИЕВ и вовсе утверждает: несмотря на рост употребления, производство водки в стране упало.

- С 2014 года в течение пяти лет в Казахстане акцизы на водку подняли пятикратно. Это было необходимо для поставки нашей продукции на рынки России и Беларуси в рамках Таможенного союза. В это же время среднедушевой доход казахстанцев вырос всего в два раза. То есть в результате повышения цен на акцизы на легальную водку мы оторвались от реального дохода населения, - выражает тревогу глава ассоциации.

По словам Калиева, за последние семь лет производство отечественной водки упало более чем в два раза. Из 30 предприятий по производству этилового спирта и водки осталось всего 12-13. Если в 2011-2012 годах в Казахстане производилось 40-45 миллионов лит­ров водки, то по итогам прошлого года не набралось даже 20 миллионов. Но казахстанцы не стали пить меньше.

- Сегодня можно смело сказать, что каждая вторая бутылка водки, производимая в Казахстане, контрафактная. Эта продукция не облагается акцизом и потому в два раза дешевле, чем заводская. Люди считают качественной импортную водку. Но и каждая третья тоже контрафактная.

Глава ассоциации рассказывает: в период пандемии коронавируса появились в продаже нелегальные пятилитровые баклажки со спиртом. Они дешевле заводской водки в три-четыре раза. Кто для дезинфекции рук берет, а кто внутрь употребляет.

- Неизвестно, какой спирт используется в этих пятилитровых баклажках: этиловый или метиловый, от которого сильные отравления, вплоть до летального исхода. Скорее всего, это спирт первой стадии, технический, неочищенный. Кроме того, спирт вступает в реакцию с пластиком, из которого сделана баклажка, в результате образуется токсичное вещество. А когда она постоит в теплом помещении или под солнечными лучами, то реакция на отравление может усилиться в 20 раз! Даже от минимальной дозы человек может получить отравление.

Пил? Лечись платно

Руководитель токсикологического отделения алматинской городской больницы скорой неотложной помощи Гульмира ТОЙБАЕВА в прошлом году на научной конференции презентовала исследование, в котором приводились факты, что в у нас в стране в списке причин отравлений лидирует алкогольная продукция (см. “Таблетка, которая убивает”, “Время” от 12.11.2019 г.). Что изменилось во время пандемии коронавируса?

- Раньше к нам ежедневно поступали 15-20 пациентов с алкогольным отравлением. Сейчас токсикологическое отделение закрыто, а в “скорую” количество обращений значительно уменьшилось, но это не говорит о том, что их не было. Просто госпитализировали ограниченное количество человек. Если состояние пациента нетяжелое, то “скорая” из-за ситуации с COVID-19 вообще не принимала, советуя обращаться в частные нар­кологические клиники. Это вынужденная мера, - констатирует врач. - По-прежнему алкогольная продукция лидирует в списке отравлений казахстанцев, составляя 60-70 процентов.

Я думаю, что пить казах­станцы стали больше и чаще. Выпивать стали даже те, кто раньше не употреблял. Во-первых, слышала от знакомых о том, что алкоголь они принимали в целях дезинфекции. Во-вторых, многие потеряли работу и пили просто от нечего делать, ведь появилось много свободного времени, люди расслабились. В сентябре наше токсикологическое отделение вернется к привычной работе, и тогда можно будет говорить и о статистике, и о причинах, которые привели к отравлению алкоголем, - резюмировала моя собеседница.

Новая армия поклонников

Врач-травматолог, заведующий отделением политравмы городской клинической больницы № 7 Рамазан АСКЕРОВ считает, что за время карантина у водки расширилась аудитория.

- Были пациенты с травмами, которых привозили в состоянии алкогольного опьянения. Они были убеждены, что алкоголь обладает противовирусным эффектом, и именно с этой целью его принимали! В основном пили водку. А травмы были разные: ломали и верхние, и нижние конечности, и даже грудную клетку и кости таза! - рассказал травматолог. - Как так получалось? Людей в состоянии алкогольного опьянения тянет на героические поступки: садятся за руль, прыгают с высоты, лезут в драку. Но самое удивительное то, что эти пациенты были не запойные алкоголики, а обычные приличные интеллигентные люди, которые просто перебрали с алкоголем из-за ложных убеждений.

Екатерина ТИХОНОВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть