Вывели на чистую воду
В Алматы некие предприимчивые люди попытались заработать на водопроводе жилого дома. Причем не имея на то ни согласия жильцов, ни договора с КСК.
Жителям девятиэтажки на проспекте Гагарина прямо у входа в подъезд установили платный фильтр для воды. Они узнали об этом уже постфактум. Казалось бы, какая забота об экологии и окружающих: любой прохожий может прийти сюда со своей тарой и набрать литр очищенной питьевой воды за 10 тенге, опустив в аппарат монетку. При этом якобы сэкономит на покупной бутилированной воде да еще и не оставит после себя пластиковых отходов. Для любого прохожего, гостя да и для бездомного это, наверное, дешево и удобно. А для жителей многоэтажки?
- Аппарат установлен на водопроводе, который идет из подвала дома. То есть без нашего согласия, без решения общего собрания используют трубы, которые по закону о жилищных отношениях принадлежат собственникам квартир, так как являются общедомовым имуществом, - возмущается житель дома по имени Ербол. - Прибыль от аппарата идет в компанию, которая его установила. Но тратится-то наша вода! Получается, ее расход выставляют в наши квитанции?
Мы обратились с этой проблемой на государственное коммунальное предприятие “Алматы Су”. Руководитель управления по обслуживанию потребителей Серик ШАГИРОВ поделился своим мнением:
- В Алматы один из самых низких тарифов на холодную воду по стране - 48 тенге за один кубометр. А раз компания с одного только литра берет по 10 тенге, то с одного куба воды выходит прибыль 10 тысяч тенге, - подсчитал Серик. - Лично у меня скептическое отношение к подобным аппаратам. Возможно, там действительно стоят фильтры, которые очищают воду. Но люди приходят с разной тарой, которая может быть разносчиком бактерий. Неизвестно, как часто чистят такие аппараты. Например, когда мы открывали офисные кулеры, то видели, что фильтры покрывались слизью, а в ней активно размножались бактерии, росли целые колонии. Все это приводило к кишечным заболеваниям. Так что остается уповать на совесть этих коммерсантов. Чем хороша вода из-под крана? Тем, что она постоянно течет, не застаивается, есть водоразбор. Кроме того, в водопроводной воде есть небольшое количество веществ, которые убивают вторичные бактерии, для этого мы обеззараживаем воду гипохлоритом натрия.
Серик Шагиров пообещал, что “Алматы Су” проверит законность установки фильтра. И сдержал слово.
- Мы проверили и выяснили: действительно, эта компания пользовалась водой жилого дома без договора, без счетчика. Другими словами, паразитировала на водопроводе жителей. Мы отключили аппарат от водопроводной сети дома, - заявил руководитель управления по обслуживанию потребителей “Алматы Су”.
С нарушителями будут разбираться. Как именно, Серик Шагиров расскажет позже. В любом случае будут производить перерасчет, чтобы расход воды аппарата не лег на плечи жителей дома.
Между тем председатель ПК “Марс” Кабылбек ЧАМБАСОВ, который присутствовал при установке аппарата (у него хранятся ключи от подвала), подтвердил: общего собрания не проводилось, потому что был карантин.
- Аппарат начали устанавливать еще до коронавируса. Фактически его соединили с сетью, но не опломбировали отдельные счетчики - не успели. Начался карантин. А вчера или позавчера опломбировали, - терялся в показаниях управдом. - Теперь компания будет оплачивать по отдельным счетчикам: один - за электричество, другой - за воду. Договор с этой компанией подписали.
- А есть согласие жильцов? Кто вообще предложил этот аппарат?
- Мы поставили аппарат пробно, ради эксперимента. Знакомые предложили. Если хорошо пойдет, людям понравится, еще пару штук поставим. Но общего собрания не было из-за карантина.
Мы обратились и в управление жилья акимата Алматы. Там сообщили: изучим этот вопрос и дадим ответ.
В компанию дозвониться не удалось: телефон, указанный на самом аппарате, молчит. Судя по сайту, указанному там же, компания “Живая вода” российская, в Казахстане действует ее франшиза. На официальном сайте компании есть краткое описание бизнес-проекта: “90 процентов рынка Казахстана свободно, низкий порог входа в бизнес - 975 тысяч тенге, доход бизнеса - 100 процентов годовых, средняя выручка с аппарата - 100 тысяч тенге, низкие операционные издержки в бизнесе - 15 процентов”.
Что ж, экологическая составляющая здесь вторична. На первом месте, конечно же, деньги.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы