6314

Раз-два-три, из закона выйдешь ты

Почему уже после утверждения сенатом закона о ветеранах из него внезапно исчезла категория участников урегулирования конфликта в Чехословакии в 1968 году?

Раз-два-три, из закона выйдешь ты
Участник спецоперации “Дунай” Владимир МАКСИМЕНКО.

Необходимость принятия закона о ветеранах назрела давно - об этом красноречиво свидетельствовали многочисленные обращения ветеранов локальных конфликтов и спецопераций в парламент и правительство. До сих пор льготы этой социально уязвимой группе лиц определял закон “О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним”, принятый еще 25 лет назад. Кроме того, соцпомощь регламентировалась разными приказами, постановлениями, распоряжениями. Ветераны порой не знали о том, какой социальной поддержкой они могут воспользоваться.

Наконец 30 апреля в редакцию газеты пришел официальный пресс-релиз из сената с долгожданной новостью: “Парламент Казахстана принял закон о ветеранах и пакет сопутствующих поправок”. Обратите внимание: принял! Это очень важная деталь. То есть сенат закончил обсуждение законопроекта, закрыл его последнюю страницу и отправил президенту на подпись.

“Ожидаемым результатом принятия законопроекта является предоставление дополнительных налоговых льгот для новой категории ветеранов из числа военнослужащих, принимавших участие в урегулировании конфликта в Чехословакии в 1968 году; в урегулировании межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе; в качестве миротворцев в международной миротворческой операции в Ираке; выполнявших задачи по охране таджикско-афганского участка границы Содружества Независимых Государств”, - говорилось в сообщении сената.

Помимо налоговых льгот ветеранам этих категорий полагалось и специальное государственное пособие в размере 4,8 МРП (13 334,4 тенге). Согласитесь, неплохое подспорье для пенсионеров! Ведь участникам тех событий сегодня за 70 лет.

5 мая на разных новостных порталах появилась информация с брифинга вице-министра труда и социальной защиты населения Ерлана АУКЕНОВА, где он подробно рассказал о законопроекте.

“Также категория ветеранов боевых действий на территории других государств расширена лицами, которые не подпадают под действие соглашения от 1994 года, из числа принимавших участие (10 248 человек) в усилении охраны внешних границ СНГ на таджикско-афганском участке в период с 1992 по 2001 год (9635 человек); в урегулировании конфликта в Чехословакии в 1968 году (64 человека); в урегулировании межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе (255 человек); из национального контингента, участвовавшего в миротворческой операции в Ираке (294 человека)”, - сообщил тогда вице-министр.

Все информпорталы, ссылаясь на Министерство труда и социальной защиты населения, растиражировали эту новость. Но на самом сайте госведомства я не нашла эту информацию и обратилась в пресс-службу с вопросом, верна ли она. Там подтвердили эту информацию, сообщив: все правильно.

7 мая президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал закон о ветеранах. Никаких сообщений о том, что в законопроект вносили еще какие-либо изменения, не было. То есть его официально не возвращали на доработку в сенат, мажилис или разработчикам законопроекта - Министерству труда и соцзащиты населения.

После этого 13 мая в нашей газете вышел материал “Дорогие мои ветераны”, где в категории ветеранов боевых действий значились и участники урегулирования конфликта в Чехословакии в 1968 году. Статью прочитали эти самые военнослужащие, проживавшие в Таразе, и стали поздравлять своих сослуживцев. А потом, конечно, позвонили в управление занятости и социальных программ - оформить свой статус. Каково же было удивление ветеранов, когда им сказали: вас нет в списках, вас вообще нет в новом законе.

- Сначала мы так радовались, что нас наконец-то через 52 года признали! Но радовались зря… Как можно было включить нас в закон, а потом так легко и тихо вычеркнуть? - недоумевает участник спецоперации “Дунай” Владимир МАКСИМЕНКО. 

Фото из дембельского альбома (слева) Владимира МАКСИМЕНКО.

- В Жамбылской области нас, командированных в Чехословакию, осталось 12 человек. У каждого есть документы и награды о выполнении интернационального долга. Нам не нужны подачки от государства, мы радовались восстановлению справедливости! А нас в очередной раз предательски выбросили из закона, как из истории!

- Мы ведь были просто солдатами, призывниками, которым было по 18-20 лет. Мы выполняли присягу и приказы! Только в одном нашем танковом полку сожгли четыре БТР. Факелы бросали в бензобаки. Почти до нового года спали в палатках, укрываясь шинелями, не было ни бушлатов, ни матрасов, ни одеял, - вспоминает участник чехословацких событий Борис КЕРИМКУЛОВ. - Мы выполняли свой долг, рисковали жизнью, подрывали здоровье. А единственные льготы, которые мы получили за все это время, - это освобождение от налога на транспорт и землю.

Борис КЕРИМКУЛОВ: мы выполняли воинский долг, и никто нас не спрашивал, хотим мы этого или нет.

Я снова обратилась в Министерство труда и социальной защиты населения с вопросом, почему из закона исключили участников урегулирования конфликта 1968 года в Чехословакии. В пресс-службе ведомства мне сообщили: “Эту норму убрали из законопроекта в парламенте не по нашей инициативе. Все разъяснения по этому вопросу дают парламент и Министерство обороны”. В Минтруда мне, кстати, скинули ссылку на новость с того брифинга Аукенова на их официальном сайте. Только там уже не было участников урегулирования конфликта в Чехословакии… Нет и данных, сколько человек насчитывается в каждой категории. Обновили новость?

Что же получается: сенат исключил военнослужащих в Чехословакии уже после того, как принял законопроект и презентовал его с подробной разбивкой по данным? Иначе откуда бы мы узнали, что казахстанцев, которые принимали участие в урегулировании того конфликта, осталось всего 64?

Удостоверение о награждении чехословацким нагрудным значком “За воинскую доблесть”.

Мы обратились к депутатам сената, которые и вели законопроект о ветеранах. Однако они были удивлены этой новостью не меньше нас.

- Никого никто не убирал! С чего вы взяли, что их убрали? - ответили по телефону газете “Время” в сенате и пообещали разобраться.

В Министерстве обороны тоже не смогли оперативно отреагировать - мы отправили в ведомство официальный запрос неделю назад.

В самом законе, который уже можно найти в свободном доступе, действительно больше нет участников событий 1968 года в Чехословакии. Ясно одно: их исключили. Но неясно другое: почему? в какой момент? было ли это технической ошибкой или сознательным решением? Тогда как объяснить оставшимся в живых казахстанцам, что они больше не ветераны боевых действий? Да и законодательно даже не успели ими побыть…

Задачей законопроекта было усиление социально-правовых гарантий и консолидация мер социальной поддержки, предоставляемых государством ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним по льготам, ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам труда. Выполнило ли государство эти задачи?

Но пока ясно одно: власти сначала обнадежили людей, а потом выкинули их из закона…

От такого государства можно ожидать чего угодно, тяжело вздыхают никем не признанные ветераны.

Действительно становится страшновато, когда узнаешь, что из законов, непонятно на какой стадии, вдруг что-то исчезает. Ведь так же может и что-то добавиться. И никто за это не будет отвечать?..

Екатерина ТИХОНОВА, фото предоставлены Владимиром МАКСИМЕНКО и Борисом КЕРИМКУЛОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть