13928

Газовали, да забуксовали

В правила дорожного движения собираются вносить новые изменения. На этот раз ограничения для машин, работающих на газе. Хотя еще совсем недавно власти активно агитировали граждан приобретать именно такие авто в целях экологии.

Газовали, да забуксовали

Новость о том, что машины, в которых установлено газобаллонное оборудование (ГБО), теперь не смогут въезжать в закрытые паркинги в жилых домах или в торгово-развлекательных центрах, появилась еще в начале года. Правда, прошла она незаметно, затерявшись в информационном потоке: констатировали и забыли. Норма эта содержится в обновленных правилах пожарной безопасности, которые вступили в силу 29 декабря 2019 года.

- Ежегодно происходит около двух тысяч возгораний, связанных с автотранспортом, это 20 процентов от всех пожаров в нашей стране, - пояснил газете “Время” официальный представитель комитета по ЧС МВД Нурсултан НУРАХМЕТОВ. - Нет отдельной статистики, в которой было бы указано, какое количество из этих машин работало на газовом топливе. Но мы видим, что таких автомобилей в Казах­стане становится все больше (по данным МВД, у нас зарегистрировано более 350 тысяч автомобилей с ГБО. - О. А.). Люди устанавливают газобаллонное оборудование, чтобы сэкономить, но не всегда это делают компании, официально работающие в этой сфере, есть и кустари, к услугам которых прибегают автовладельцы.

- Никто не запрещает таким машинам ездить по дорогам - здесь нет никаких ограничений и ущемления прав водителей, - продолжил наш собеседник. - Речь только о встроенных/пристроенных к многоэтажным жилым домам или торгово-развлекательным центрам парковках. А вот парковаться в отдельно стоящих закрытых парках можно. Я бы хотел подчеркнуть: мы ввели эти правила в целях безопасности. Если зав­тра где-нибудь в паркинге произойдет утечка газа из-за машины, в которой установлено такое оборудование, малейшая искра может привести к взрыву. Могут быть повреждены не только рядом стоящие автомобили, но и само здание, пострадать люди.

- Можете привести хотя бы один случай, когда машина с ГБО взорвалась в паркинге?

- Именно таких случаев не было. Но в прошлом году из-за утечки газа загорелась машина на станции техобслуживания в Талдыкоргане - двух человек с ожогами госпитализировали. А в одном из торговых центров Нур-Султана было зафиксировано 14 случаев утечки газа из автомобилей с ГБО. Там, к счастью, все обошлось. Но мы не хотим ждать, пока произойдет ЧП, нужно заранее отработать эти моменты.

На мой журналистский взгляд, запрет выглядит более чем странно на фоне призывов чиновников всех рангов и мастей переводить машины с дизеля и бензина на газ. Мы ж за экологию и мировые стандарты! И об этом говорили эксперты, обсуж­давшие запрет, в региональной палате предпринимателей Алматы.

- Мы сейчас готовим аналитический материал и как только соберем полный пакет документов, направим его в МВД, - рассказал нам начальник отдела по снижению административных барьеров региональной палаты предпринимателей Бахыт ЗАИРКАН. - Речь не идет о полной отмене поправки, но ее нужно тщательно проработать. Ведь сейчас в связи с ней возникает очень много вопросов. Касается это не только личного транспорта, но и специализированного. Если автобус не заедет в крытый паркинг, то “скорая помощь” или полицейский автомобиль - вполне. Но, получается, теперь они сделать этого не могут. Тогда как эти службы будут хранить те машины, которые уже перевели на газ? Мы изучили мировой опыт. Да, там есть паркинги, въезд в которые запрещен машинам с ГБО, но их меньшинство. Это в основном паркинги в старых домах, где слабая вентиляция и слабая техника безопасности. Но в остальных ставить машины можно. Почему же у нас в новых домах делать этого нельзя? Говорят, что это небезопасно. Но представители газомоторной ассоциации уверяют, что все оборудование приходит из Европы, оно сертифицировано и безопасно!

- На рынке много левых фирм, которые работают нелегально.

- Это есть. Но предприниматели, работающие легально, заинтересованы в том, чтобы в этой сфере был ужесточен контроль. После этого и исчезнут “серые” фирмы, которые могут некачественно устанавливать ГБО. Можно проработать этот вопрос в рамках техосмотра.

По словам Бахыта, компании уже терпят убытки из-за ограничений в использовании автомобилей на газе. В пример он привел одно ТОО: его сотрудники в прошлом году устанавливали ГБО на 25-30 машин в месяц. В январе 2020-го, когда правила вступили в силу, клиентов было всего пять.

- Почему вы не подумали про экологию? - спросила я Нурсултана Нурахметова.

- Я еще раз повторяю: мы ведь не запрещаем таким машинам передвигаться по городу, - ответил он. - Да, к нам поступали обращения, в которых граждане спрашивали: я купил паркинг-место в своем доме за миллион тенге, а теперь не смогу ставить туда свою машину? В таких случаях газобаллонное оборудование придется снять - вопрос безопас­ности важнее.

- А нельзя ли отменить этот пункт правил пожарной безо­пасности?

- Нет. Они уже вступили в силу. В Административном кодексе в статье 410 предусмотрены санк­ции за нарушение правил пожарной безопасности: 5 МРП для физических лиц, 10 МРП - для юридических. Конечно, если оно не привело к каким-то серьезным последствиям. Эту статью в отношении владельцев машин, работающих на газе, которые все же будут заезжать в платные паркинги, начнут применять после того, как МВД внесет соответствующие поправки в правила дорожного движения. Кроме этого необходимо утвердить опознавательный знак, который автолюбители обязаны будут устанавливать на своих машинах с ГБО. Мы разработали его эскизы, но они еще не утверждены. Когда эти правила заработают, при въезде в паркинги будут устанавливать и дорожные знаки - на них будет указано, что въезд автомобилей, работающих на газе, туда запрещен. Если водитель нарушит эти требования, его можно будет оштрафовать.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть