13974

Зять любит взять?

Судья Бейсеуова в своём решении о бракоразводном процессе сослалась на свидетельство неке кию

Зять любит взять?

25 октября в Алмалинском райсуде №2 Алматы вынесли довольно любопытное решение о разделе имущества. Подав иск, Боранали АХБАНБЕТ в качестве доказательства совместного проживания и брака с ответчиком предоставил свидетельство о заключении брака... в мечети. Судья Айнур БЕЙСЕУОВА иск удовлетворила. Однако адвокат ответчика Айнур ДЖЕТИБАЕВОЙ, посчитав решение незаконным, подала апелляционную жалобу в Алматинский горсуд.

Айнур Джетибаева, с которой ее бывший сожитель Боранали Ахбанбет намерен разделить имущество, поделилась с нами историей своей шариатской любви.

- В 2014 году мы делали узату той младшей сестре. На ту свадьбу были приглашены сваты из Алматы и их гости, - вспоминает Айнур. - Среди них был Боранали. Знакомясь с нашей семьей, он рассказал, что долгое время работал в прокуратуре, финансовой полиции, сейчас адвокат. Мы проводили сестренку с зятем, их гостей. Потом стали готовиться к свадьбе в Алматы.

По словам Айнур, спустя год Боранали через знакомых нашел ее номер и позвонил. В начале разговора сослался еще на одного свата Джетибаевых, известного генерала-силовика: мол, хорошо знаком с его сыном, который приходится Айнур младшим зятем. Закончил беседу предложением своих профессиональных юридических услуг. По словам Айнур, ее родители больше 20 лет ведут семейный бизнес (владеют двумя объектами торговли в Актау и Жанаозене, имеют другую коммерческую недвижимость, а единственным учредителем являлась мама Айнур Баян ДЖЕТИБАЕВА).

- В бизнесе бывают судебные споры, и нам действительно был нужен грамотный юрист, - продолжает Айнур. - Я сразу предупредила, что мы не можем оплачивать его перелеты из Алматы в Актау и обратно. Боранали удивил, сказав, что готов приезжать на свои средства и участвовать в судах бесплатно! Действительно, пару раз он выиграл судебные процессы, и мама оформила его юристом фирмы. Со временем стали доверять ему не только юридические вопросы…

Айнур вспоминает февраль 2016-го, когда Боранали сказал о своем разводе, показал соответствующее свидетельство и предложил женщине вместе воспитывать двух ее маленьких дочерей от первого брака. К тому времени Джетибаева уже три года была в разводе, но о первом и единственном законном муже говорит с уважением: мол, настоящий мужик! Пришел в семью и ушел из нее с одним чемоданом личных вещей. Даже на долю в семейном бизнесе претендовать не стал.

- Три года назад Боранали показался мне солидным, глубоко верующим мусульманином без вредных привычек, читающим пятикратный намаз, - продолжает Джетибаева. - По его настоянию мы пошли в актаускую мечеть для обряда неке кию по мусульманским традициям, но там свидетельство нам не выписали. Официально брак тоже не регистрировали. Вскоре я забеременела. Беременность протекала очень сложно, мама все время была рядом со мной, а бизнесом занимался Боранали - мама выписала ему доверенность на управление бизнесом.

Родив дочь Асию, Айнур с Боранали переехали в Алматы. По словам Джетибаевой, в свое время родители всем четырем дочерям, в том числе Айнур, в качестве приданого купили квартиры в обеих столицах Казахстана.

- Оправившись после родов, из разговоров с мамой я выяснила: бизнес работает как прежде, но денег почему-то нет. Сначала Боранали говорил, что тратит их на ремонт. Потом на праздники стал отправлять маме и моим сестрам небольшие переводы. Мама с самого начала ведет семейный бизнес и знает все расходы и доходы, поэтому сразу поняла, что это не те деньги, которые мы получали раньше в качестве доли от доходов. Если честно, даже не знаю, как он вошел в доверие мамы. В общем, наш торговый объект в Актау Боранали переписал на своего брата Бегали. Объект в Жанаозене, его большую часть, оформил на меня, оставив маме небольшую долю. Мы жили в одном доме, воспитывали общего ребенка, и мама согласилась. Тем более что Боранали не раз уверял: мол, как только все документы по бизнесу он приведет в идеальный порядок, все вернет: квартиры, машины, деньги, которые три года собирал на наших объектах и зачислял на свой банковский счет, - вздыхает Айнур.

Переехав в Алматы, Айнур почувствовала себя пленницей: Боранали запретил ей ходить в гости, приглашать к себе родню и подруг (правда, однажды они вместе полетели на хадж в Мекку). Говорил: я глава семьи, кого и когда нужно пригласить, решу сам. Айнур, к слову, дама весьма образованная, побывавшая во многих странах и позволявшая себе и дочерям одеваться в брендовых бутиках, стала затворницей. Хотя в семье не было конфликтов, Айнур говорит, что боялась Боранали, а в последнее время жить с ним стало дискомфортно.

- Только теперь начинаю понимать, что он тщательно скрывал от меня и моих родственников личную жизнь. Как говорится, шила в мешке не утаишь: весной этого года добрые люди мне сказали, что он жил одновременно со мной и с молоденькой девушкой, которая родила ему трех дочерей. Не верила, пока не показали копии свидетельств о рождении дочерей Боранали от девушки 1995 года. Она, кстати, младше его сына.

В общем, посчитав себя обманутой, Джетибаева указала ему на дверь. Но не тут-то было. Ахбанбет подал иск в Алмалинский суд, требуя признать брак (!) и совместное проживание законными, имущество совместным и поделить его между бывшими.

- Наш процесс по разделу имущества прошел интересно. Предметными были два заседания, на втором уже вынесли решение. Как можно делить имущество, заработанное моими родителями? - недоумевает Айнур. - На процессы я ходила без адвоката, надеялась, что решение будет справедливым, а не основанным только на показаниях Боранали и канонах шариата.

В суде он показывал, что за все платил из своих счетов. На самом деле это деньги из семейного бизнеса. Например, моя мама собиралась купить дом в столице. Боранали сказал, что небезопасно везти десятки миллионов наличными, и предложил маме положить их на его счет. Позже он перечис­лил покупателю деньги за дом. По такой же схеме он оплатил деньгами моей мамы покупку машины нашей старшей сестре Алие. Автомобиль Боранали оформил на свое имя. Объяснил, что у Алии, как у госслужащей, могут появиться проблемы: ей придется объяснять, откуда деньги на машину. Правда, он пообещал маме через полгода выписать Алие дарственную. Пообещал - и забыл, - невесело улыбается Джетибаева.

Почуяв неладное, Баян-апа тогда вызвала из столицы Алию. Узнав о семейных проблемах, та уволилась с госслужбы и вплотную занялась семейным бизнесом. Баян Джетибаева, будучи единственным учредителем, назначила аудиторскую проверку. Специалисты подсчитали, что за три года, пока Боранали занимался всеми делами, ущерб превысил 900 миллионов тенге. Полицейские возбудили уголовное дело по хищению вверенного чужого имущества. Баян Джетибаева признана потерпевшей. После изучения собранных материалов Актауская прокуратура передала материалы в департамент экономических расследований Мангистауской области для вынесения процессуального решения.

Но вернемся к гражданскому процессу.

- Доказывая в суде, что мы жили в браке, он показывает свидетельство алматинской мечети Нур-Мубарак, но я туда даже не ходила с ним на обряд неке кию - в документе свидетелями значатся брат Боранали Бегали ЭЛЬТЕРЕКОВ и сын от первого брака Аронрашид! - восклицает Джетибаева.

Из решения судьи Айнур Бейсеуовой

“Стороны состояли в брачных отношениях на основании свидетельства о заключении неке кию от 23 февраля 2016 года в мечети Нур-Мубарак и имеют совместного ребенка. За время совместного проживания и брака с 2016 по 2019 год сторонами было приобретено недвижимое имущество (далее идет перечисление квартир, рынков, других объектов. - Ред.)…

Стороны вели общее хозяйство как супруги, приобретали имущество совмест­но, и суд приходит к выводу, что будет справедливым и разумным признать имущество общим и доли равными. Требования истца удовлетворить”.

- Мой адвокат подал апелляционную жалобу в Алматинский горсуд. Оказывается, суд вообще должен был состояться в Бостандыкском районе - в Алмалинском не зарегистрировано спорное имущество! В законах нет понятия “гражданский брак”. Отношения, заключенные по религиозным обрядам, к таковым не относятся и не порождают правовых последствий. Есть и другие существенные нарушения, все это мы намерены озвучить на процессе в горсуде, - резюмировала Джетибаева-младшая.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото предоставлено Айнур Джетибаевой, Алматы

Дословно
(сказано на встрече с молодежью)
Ержан кажы МАЛГАЖЫУЛЫ,Верховный муфтий Казахстана:

- Духовенство мусульман Казах­стана выражает недовольство теми, кто превращает брак в игру. Всем мечетям даны поручения без справки из загса не проводить обряд никах (неке). Он не дает юридических прав, по которым можно претендовать на часть имущества…

От редакции
Мы не беремся утверждать, кто из сторон прав в этой непростой истории, ведь решение суда еще не вступило в законную силу. Редакция готова предоставить возможность всем участникам этого судебного процесса выразить свою точку зрения.

Поделиться
Класснуть