Отдохнула? Посиди!
Павлодарку второй раз отправили в тюрьму за одно и то же преступление
Такого в отечественной юриспруденции еще не было. Осужденную, которую руководство колонии за хорошее поведение и многочисленные поощрения буквально выпроводило из учреждения, уговорив подать ходатайство о смягчении наказания, которое суд удовлетворил, отправив женщину домой, - через восемь месяцев вдруг решили вернуть назад. И не потому, что она на воле совершила правонарушение. Наоборот, вела себя очень примерно, работала, растила маленькую дочку. А потому, что вдруг выяснилось: работники колонии, прокуратура и суд не умеют считать. И теперь родственники осужденной не знают, как отвечать ее дочери, куда опять делась мама.
Мы не собираемся делать из этой женщины ангела - она осуждена за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Александра СОРОКИНА два раза ударила ножом в бедро гражданского мужа. Необыкновенно красивая женщина, она работала в магазине при СТО, продавала масла. Естественно, покупатели были в основном мужчины.
Суд выяснил: муж ее сильно ревновал и бил. 9 мая 2017 года он “на почве ревности начал выражаться по поводу того, что Сорокина якобы гуляет с другими мужчинами. В ходе ссоры ударил ладонью своей руки Сорокину по лицу справа, в область щеки и нижней губы, и далее выражался в ее адрес нецензурной бранью. Схватил Сорокину за волосы и волоком потащил ее из квартиры в подъезд…” Александра, как посчитал суд, схватив нож, не защищалась, а мстила, потому что била мужа, “невзирая на то, что он уже прекратил совершение каких-либо действий в отношении ее”. Затем супруга пыталась оказать ревнивцу помощь, вызвала “скорую помощь” и полицию, но спасти его не смогли, мужчина скончался на месте.
Женщина вину не отрицала и простить ее не просила. “Заключила процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины добровольно, без какого-либо давления, не оспаривала обвинения, признала вину в полном объеме”. Иртышский районный суд приговорил ее к шести годам лишения свободы - учли чистосердечное раскаяние, явку с повинной, признание вины в полном объеме и наличие на иждивении малолетнего ребенка.
Наказание Александра отбывала в Восточно-Казахстанской области в учреждении ОВ-156/21. Работала, участвовала в общественной жизни, процессуальные издержки по суду все погасила. 18 декабря 2018 года женщина получила уведомление за подписью заместителя начальника колонии по воспитательной работе капитана юстиции БАЙНУРКАШЕВОЙ о том, что отбыла установленную законом часть срока и уже имеет право подать ходатайство в суд о переводе ее в учреждение минимальной безопасности либо о замене неотбытой части более мягким видом наказания. На следующий день Байнуркашева вручила Сорокиной еще одно уведомление о том, что она имеет право на условно-досрочное освобождение. 21 января этого года осужденная получила от капитана юстиции третье уведомление с предложением подать ходатайство о более мягком виде наказания.
- Каждый раз при вручении уведомлений сотрудники учреждения мне объясняли, что, поскольку у меня маленькая дочь, мой срок сокращен на пять месяцев, - вспоминала Александра.
То же самое разъясняли подсудимой и прокурор Жарминского района, и районный суд. В результате 29 января этого года Жарминский суд Восточно-Казахстанской области удовлетворил ходатайство заключенной и заменил ей наказание на ограничение свободы. В феврале она вернулась домой в Павлодар. Встала на пробационный контроль, устроилась на работу упаковщицей, по вечерам делала с дочкой-первоклассницей уроки и старалась начать новую жизнь. А в июле получила уведомление, что ее дело снова в суде по частному ходатайству прокурора Жарминского района.
23 июля судебная коллегия по уголовным делам Восточно-Казахстанского областного суда ходатайство прокурора удовлетворила. Суд пришел к выводу, что женщина должна была подать свое ходатайство не в конце января, а 9 мая. И что теперь “вследствие грубого нарушения судом первой инстанции норм уголовного закона” она должна вернуться в колонию, а ее ходатайство о замене наказания нужно оставить без рассмотрения. Причем постановление областного суда “окончательное, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит”.
17 октября Александру водворили в павлодарский следственный изолятор, 27 октября этапировали в колонию. Когда она сможет еще раз подать ходатайство на смягчение наказания, совершенно непонятно. Как и то, насколько согласуется такая принципиальность суда с задачей правосудия исправить человека, а не сломать ему окончательно жизнь. Интересно, а если бы прокурор взялся за калькулятор, когда срок наказания уже бы истек, Александру все равно возвратили бы досиживать?
Ольга ВОРОНЬКО, фото из семейного архива СОРОКИНЫХ, Павлодар