14298

Замутила бурю Тина

Тина Канделаки заступилась за бывшего топ-менеджера “Астана Моторс”, попавшего под суд. В чем же конкретно его обвиняют?

Замутила бурю Тина
Тина КАНДЕЛАКИ.

С легкой руки звезды российского ТВ Тины КАНДЕЛАКИ на днях разгорелся нешуточный скандал вокруг крупнейшего продавца автомобилей в Казахстане. Теледива на своей странице в соцсети репостнула видеообращение бывшего исполнительного директора ТОО “Моторная компания “Астана Моторс” Антона АФОНИНА. 41-летний россиянин поведал, что уже несколько лет живет в Казахстане и успешно трудится в автомобильном бизнесе, но в 2018 году стал фигурантом уголовного дела, поэтому вынужден публично попросить помощи у генпрокурора и председателя Верховного суда республики. Канделаки подчеркнула, что поддерживает Афонина исключительно потому, что он является родственником ее сотрудника, в чьей порядочности она не сомневается. Что же такого натворил иностранный топ-менеджер, если его взялась защищать Тина Канделаки? Корреспондент “Времени” узнал подробности.

Антон АФОНИН.


Антон Афонин оказался на скамье подсудимых в апреле 2019 года, причем вместе с двумя своими коллегами - бывшим директором ТОО Hyindai Auto Kazakhstan Аскаром ДЖУНИСАЛИЕВЫМ и финдиректором “Астана Моторс” Виталием КУЗЕЕВЫМ, правда, про них он в своем видеообращении почему-то не сказал ни слова. Все трое обвиняются в хищениях в особо крупном размере, а также в коммерческом подкупе - довольно диковинном для нашей страны преступлении. По сути, это взятка, которую дали не чиновнику, а сотруднику частной организации. По версии следствия, Афонин, Джунисалиев и Кузеев брали откаты с тех, кто оказывал услуги их работодателю. Как установили в департаменте экономических расследований, одни подрядчики охотно делились прибылью с топ-менеджерами, а других приходилось ставить перед выбором: если не будешь платить, то останешься без заказа.

Как известно, “Астана Моторс” больше двух десятков лет торгует автомобилями, причем в солидных объемах. По итогам 2018 года общее количество реализованной техники превысило 14,5 тысячи единиц. Но чтобы продавать машины, их, понятное дело, нужно доставить в Казахстан с завода-изготовителя. И эта услуга обходится весьма недешево - новенькие иномарки завозят из разных стран, в частности из Чехии и России. Кроме того, автокомпания доставляет на завод в Костанае комплектующие для сборки южнокорейских машин.

“Астана Моторс”, как и любой крупный дилер, проводит тендеры, с помощью которых выбирает перевозчика, предложившего наиболее выгодные условия и самую низкую цену. Стремление сэкономить связано с объемами перевозимых грузов - эта статья расходов исчисляется миллиардами тенге. Поэтому, разумеется, абсолютно нереально прийти с улицы и предложить компании свои услуги по транспортировке автомобилей или запчастей. Зато на выходе получается весьма проз­рачная схема. И как же на ней можно заработать? Оказывается, даже в таких условиях это возможно. И выяснилось это совершенно случайно.

В конце 2017 года некое казахстанское ТОО победило в тендере на доставку машинокомплектов легковых автомобилей из Южной Кореи. По условию конкурса перевозить груз надо было с января 2018-го. Исполнитель приступил к работе, однако договор с ним в “Астана Моторс” заключать не спешили. По непонятным причинам бумаги застряли где-то в офисе, хотя к тому моменту уже было отгружено более 40 контейнеров. Позже стала известна причина задержки. На руководство транспортной фирмы вышли люди, сообщившие неприятную новость: чтобы получить оплату, придется поделиться. Была даже названа такса: 200 долларов с контейнера. По сути, у перевозчика не было выбора: если не заплатишь, будешь сидеть без денег.

Поэтому перевозчик решил обратиться за разъяснениями к руководству Афонина: он ведь нанятый менеджер, следовательно, над ним есть начальники. Узнав, что у законного победителя тендера просят откат, те посоветовали ему действовать в правовом русле, то есть обратиться в правоохранительные органы. Тот так и поступил. А уже в органах руководителю фирмы-доставщика объяснили, как действовать дальше.

Перевозчик согласился заплатить затребованную вымогателями сумму и в начале марта передал 2000 долларов Виталию Кузееву. Спустя две недели Кузеев получил еще 6400 долларов, после чего был задержан. Финдиректор сразу же признался, что деньги предназначались Афонину и Джунисалиеву...

В ходе следствия выяснилось, что все трое могут быть причастны и к другим махинациям с перевозками. В ходе проверки было установлено, что, несмотря на прозрачность всех процедур, транспортные услуги компании оказывали фирмы, которые в тендерах... вовсе не побеждали! В частности, в число избранных неоднократно попадала фирма, являющаяся дочерним предприятием южнокорейской компании, управляет которой ПАК Хунг Джо.

Вот один из эпизодов. В 2015 году в тендере на доставку автомобилей из Санкт-Петербурга лучшие условия предложила российская фирма, с которой даже был подписан договор. Но машины почему-то поручили ввозить корейскому предприятию. Может быть, это было выгодно заказчику? Наоборот, аудит выявил переплату!

И эта история повторялась ежегодно. С января 2015-го по декабрь 2017 года было организовано четыре конкурса для выбора перевозчиков. В трех тендерах фирма Пак Хунг Джо проигрывала, предлагая высокую цену за свои услуги, но контракты с ней все равно заключали! Возможно ли провернуть такое без одобрения бывшего директора Афонина?

Проверкой также было установлено, что даже легитимные победители тендеров по непонятным причинам получали за свою работу гораздо больше, чем оговаривалось при проведении конкурсов. В общей сложности переплата за трехлетний период превысила 156 млн тенге, и именно эту сумму вменяют троим подсудимым в качестве ущерба.

Что это - случайность или кто-то намеренно раздувал расходы, чтобы получать свою долю?

Как выяснили в департаменте экономических расследований, откаты просили и у других перевозчиков. В деле есть заявление от индивидуального предпринимателя, утверждающего, что он заплатил за общее покровительство около 8 млн тенге все тому же Кузееву, который должен был передать деньги Афонину и Джунисалиеву.

Доказательств вины топ-менеджеров “Астана Моторс” набралось прилично - это и заявления двух подрядчиков, и две зафиксированные передачи денег, а также аудиторский отчет и результаты экономических экспертиз. Достаточно ли этого для обвинительного приговора, решать судье Кайрату ИМАНКУЛОВУ. Но уж точно не Тине Канделаки.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с cайтов woman.ru, yandex карты и kapital.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть