Женихи с того света
В Караганде местный рагс зарегистрировал браки женщин с… двумя покойниками!
Обе невесты оказались покладистыми и сразу дали согласие. Свою роль сыграло то, что женихов подыскал серьезный сват - бывший прокурор. 41-летнего карагандинца Аскара ИСКАКБАЕВА его знакомые характеризовали как порядочного человека и грамотного юриста. К нему обращались за помощью, когда нужно было “задокументировать” недвижимость: у него имелись связи в нотариальных кругах и госорганах, он мог представлять интересы клиента в суде. Весу его положительной репутации добавляло и то обстоятельство, что прежде он служил в прокуратуре. Поэтому, когда в июне 2017 года он предложил своей знакомой Екатерине ГЛАЗКОВОЙ оформить брак с умершим, женщина удивилась, но перед уговорами устоять не смогла. Тем более что за согласие ей было обещано приличное вознаграждение - 200 тысяч тенге. Притом бегать ей никуда бы не пришлось: оформление документов Искакбаев брал на себя. Нуждавшаяся в деньгах карагандинка не устояла и отдала ему свое удостоверение личности.
В женихи Искакбаев определил скончавшегося хозяина квартиры по улице Гоголя Дмитрия ТИМЧЕНКО. Мужчина проживал один и, как полагал Искакбаев, не имел близких родственников. Юрист весьма оперативно подсуетился, чтобы получить доступ к чужому жилью. С удостоверением Глазковой он обратился в рагс Казыбекбийского района и с удивительной легкостью получил там повторное свидетельство о заключении брака между усопшим и Глазковой, зарегистрированное задним числом. Так она стала наследницей первой очереди.
Затем представляющий ее интересы по доверенности Искакбаев обратился к частному нотариусу Алмагуль МУСИНОЙ для открытия наследства. Однако произошла накладка: двоюродный брат покойного Тимченко уже провел аналогичную процедуру у другого нотариуса Светланы КУРГАН (сведения об этом были в базе данных Единой нотариальной информационной системы). Нисколько не смутившись, Искакбаев с пакетом документов отправился к Курган. Именно она с помощью запросов в рагс и выяснила, что в действительности брак между Глазковой и Тимченко не заключался. Потому и отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Вот здесь бы бывшему прокурору остановиться и порадоваться тому, что небеса не дали ему возможности довести преступление до конца. Но он лишь перевел дух и уже в 2018 году пошел на новый криминал. Теперь в его распоряжении оказались сведения об умершем Александре
АБДРАХМАНОВЕ, проживавшем в микрорайоне “Степной-4”. Используя прежнюю схему, он попросил подругу приятеля Василису СОРОКИНУ стать супругой усопшего. Добившись ее согласия, также через рагс получил свидетельство о браке. И что интересно, на этот раз ему повезло - нотариус Мусина не обнаружила в базе информации о других наследниках и потому выдала соответствующее свидетельство липовой вдове. На основании этого документа квартира покойного стоимостью почти 7 миллионов тенге стала собственностью Сорокиной. Помимо этого действовавшему от ее имени по доверенности Искакбаеву достался бонус в виде пенсионных накоплений Абдрахманова в размере 1 миллиона 957 тысяч!
Юрист постарался скорее избавиться от добытого преступным способом жилья: продал его родственникам знакомого участкового инспектора полиции всего за 5 миллионов тенге. А те чуть позже обменяли эту квартиру и внедорожник на более дорогую машину.
Между тем Александр Абдрахманов оказался не столь одинок, как думалось Искакбаеву. Выяснилось, что у него имелись родственники в Петропавловске. После его смерти они некоторое время занимались сбором документов для вступления в наследство. А когда наконец принесли их нотариусу Райхан КАРИПБАЕВОЙ, неожиданно узнали от нее, что всего на день раньше наследственное дело завела ее коллега Мусина. Карипбаева оповестила других нотариусов о подозрительном стечении обстоятельств и предупредила их, что лучше не оформлять куплю-продажу жилья. Однако, как мы отметили выше, сделка все же состоялась.
Оставшийся без наследства родственник хозяина квартиры в “Степном-4” Тлек АБДРАХМАНОВ обратился в полицию с заявлением, полицейские завели уголовное дело в отношении Искакбаева и его соучастниц. По окончании расследования им вменили в вину покушение на мошенничество и мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
В суде фальшивые вдовы попросили не лишать их свободы. Обе признались, что согласились на предложение Искакбаева из-за нехватки средств. Притом вознаграждение в размере 100 тысяч тенге получила лишь Сорокина, а Глазковой не досталось ни копейки, потому что афера с квартирой Тимченко сорвалась. Самому Искакбаеву тоже не хотелось за решетку, он просил не наказывать его строго. И суд, учитывая наличие у подсудимых несовершеннолетних детей и прочие смягчающие обстоятельства, решил покарать их всего лишь ограничением свободы: Искакбаеву назначил четыре с половиной года, Сорокиной - три с половиной и Глазковой - три, а также обязал бывшего прокурора возместить ущерб, причиненный законному наследнику жилья в “Степном-4”.
Впрочем, у этой истории назревает продолжение. Ведь понятно, что сотрудники рагса, зарегистрировавшие браки с умершими, не вызывали их души, а попросту незаконно оформляли документы. В ходе досудебного расследования правоохранители выделили в отдельное производство дело в отношении сотрудников рагса, которые выдали поддельные документы Искакбаеву. Из материалов дела известно, что за каждое свидетельство о браке они получали по 200 тысяч тенге.
Ирина МОСКОВКА, Караганда.