5934

Закопались в чистом белье

Почему АО “Пассажирские перевозки” не хочет работать с поставщиком, честно выигравшим тендер на поставку белья?

Закопались  в чистом белье

В редакцию газеты “Время” обратился исполнительный директор ТОО “Ас-Ай” Аскар ОМАР. Он рассказал историю, поверить в которую с первого раза очень сложно. По словам предпринимателя, возглавляемая им компания уже больше четырех лет получает деньги от акционерного общества “Пассажирские перевозки”, при этом не поставляя ничего взамен. А началось все с выигранного почти пять лет назад тендера...


- Наше ТОО “Ас-Ай” владеет прачечным комбинатом с 2004 года, - объясняет Аскар Омар. - Предприятие было построено еще в советские годы специально для обеспечения чистым бельем железной дороги. С годами оборудование пришло в негодность, после чего комбинат был продан. Мы его выкупили, оснастили новейшей техникой, наняли 150 человек и десять лет работали спокойно. А в конце 2014 года мы выиграли конкурс на поставку белья в течение трех лет акционерному обществу “Пассажирские перевозки” через филиал “Экспресс”. В нашу задачу входило предоставление комплектов чистого белья для испанских поездов “Тальго”.

Однако реализовать задуманное компании не удалось.

- “Пассажирские перевозки” расторгли с нами договор в одностороннем порядке, причем по явно надуманной причине, - говорит Аскар Омар. - Якобы мы должны были в комплекте белья предоставлять еще и матрас, хотя это неправда: в испанских поездах матрасы входят в комплектацию вагона. Но пока шло разбирательство в судах, срок первой поставки товара уже прошел, поэтому заказчик нашел другого поставщика. Получается, что первый год сотрудничества у нас закончился впустую, наше белье заказчик не забрал, мы понесли убытки. Тогда мы обратились в суд и сумели доказать, что упустили выгоду. Суд посчитал, что ТОО “Ас-Ай” недополучило более 73 миллионов тенге. Эти деньги были взысканы с филиала “Экспресс”.

Но на этом конфликт не закончился.

- Даже после того, как появилось первое решение суда, у нас наотрез отказывались принимать белье, - разводит руками исполнительный директор ТОО “Ас-Ай”. - Да, мы выиграли тендер, да, это подтвердил суд, в том числе Верховный, мы признаны законным поставщиком, но белье наше не берут - хоть убей. Разумеется, предприятие продолжает нести убытки. Нам не остается ничего другого, кроме как вновь подать в суд в связи с упущенной выгодой. На этот раз нам насчитали почти 210 миллионов тенге. И снова мы получаем деньги, не поставляя взамен товар.

История повторяется и на третий год.

- Мы продолжаем судиться и добиваемся того, чтобы договор с нанятым вместо нас поставщиком в лице ТОО “Амира.KZ” был расторг­нут, - продолжает удивлять Аскар Омар. - Снова подаем на упущенную выгоду, и теперь “Пассажирские перевозки” должны нам еще 173 миллиона. Просто сложите эти суммы: национальная компания продолжает оплачивать наши счета, поскольку мы законный победитель тендера, при этом закупая белье у другого поставщика!

И это тоже не конец истории.

- Согласно условиям конкурса после окончания трехлетнего периода договор должен быть прод­лен, - утверждает Аскар Омар. - Мы активируем эту опцию, но наше белье все так же отказываются принимать. Никакие переговоры, никакие жалобы вышестоящему руководству не помогают. Я знаю, что на одном из совещаний “Самрук-Казыной” поднимался воп­рос о двойной оплате за белье, но даже это не помогло.

Так что же не устраивает компанию, получающую деньги от “Пассажирских перевозок” просто так? Это же мечта любого бизнесмена: выиграл один раз тендер, и можно три года ничего не делать!

- На самом деле наша компания серьезно пострадала, - объясняет исполнительный директор ТОО “Ас-Ай”. - Давайте начнем с того, что мы могли заработать в два раза больше, чем получили в качестве упущенной выгоды. Соответственно, предприятие смогло бы выполнять взятые на себя обязательства в большем объеме. У нас кредиты, у нас рабочие места, налоги, коммунальные услуги. За все надо платить. Работай мы в нормальном режиме, получали бы деньги в срок, а не по решениям суда через год или даже больше. Соответственно, не было бы простоя предприятия, не было бы финансовых разрывов. Наконец, мы не хотим просто получать деньги, мы хотим их зарабатывать. У нас есть свои производственные мощности - мы можем увеличивать объемы, особенно в летний период, когда растет пассажиропоток, развиваться, выходить на новый уровень. А вместо этого нам приходится бегать по судам в столице и Алматы, чтобы вытаскивать деньги у своего заказчика. Это ненормально. И я знаю, что многие реально работающие предприятия, попав в такие условия, становятся банкротами. Тендеры ведь объявляют чаще всего на один год, потом в одностороннем порядке заказчик разрывает контракт, начинаются хождения по судам, а когда в итоге выносят справедливое решение, поезд уже ушел - срок закончился, услуга оказана другим поставщиком. И предприятия просто закрываются, хотя законно выиграли конкурс, рассчитывали на прибыль, брали кредиты, банковские гарантии, а потом оказались не в состоянии выполнять свои обязательства. И таких компаний десятки, сотни!

Но все же главную претензию Аскар Омар предъявляет “Пассажирским перевозкам”.

- Давайте просто возьмем калькулятор и подсчитаем, - предлагает бизнесмен. - Нам заплатили 400-500 миллионов тенге за три года. Сейчас еще один суд выиграли - еще крупная сумма нам на счет упадет. Ровно столько же получил второй поставщик, договор с которым суд признал незаконным, - ТОО “Амира.KZ”. При этом белье было принято только у второго поставщика, соответственно, за этот товар заказчик переплатил в два раза. Возникает логичный вопрос: кто-нибудь понес ответственность за перерасход денег? Перевозка пассажиров - убыточный бизнес, который дотируется государством. То есть за просчеты менеджеров АО “Пассажирские перевозки” заплатим мы с вами, простые налогоплательщики. Это из нашего кармана забрали дополнительные 400-500 миллионов тенге, чтобы обеспечить бельем всех, кто решил воспользоваться услугами поездов “Тулпар-Тальго”.

Есть еще один удивительный момент, на который обращает внимание Аскар Омар.

- Как вы знаете, часть национальных компаний в Казахстане убыточна, перекредитованна, - рассуждает исполнительный директор прачечного комбината. - Но если взять только наш пример, то становится очевидным, с чем связаны неудачи таких предприятий. Ведь совершенно ясно, что кто-то был заинтересован в том, чтобы ТОО “Ас-Ай” не выполнило своих обязательств по тендеру, а это сделала другая компания. Ну и пусть “Пассажирским перевозкам” это обошлось в два раза дороже, зато отдельно взятые исполнители довольны! Поэтому мне понятно, почему у нацкомпаний миллиарды долларов убытков, ведь мы не единственные, кто оказался в такой ситуации.

- Знаете, больше всего удивляет, что в квазигосударственном секторе совершенно не уважают судебные решения, - резюмирует Аскар Омар. - Ведь в отношении “Пассажирских перевозок” есть два частных определения, бумаги направлены на самый верх, где должны сделать выводы и навести порядок. Не выполняются даже решения Верховного суда! Ну куда это годится?! Зачем тогда вообще нужна судебная система, если соз­данные государством компании ее не уважают? И мы на своем примере поняли, что годами ничего не меняется - никто не хочет копаться в белье, пусть даже и в чистом.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть