Уят в селе Аят
Костанайское село Аят перевыполнило все планы по цифровизации, причем весьма своеобразно: здесь идет компроматная война против местного акима с использованием современных гаджетов и средств связи.
Месяц назад сотрудник аппарата акима сельского округа Аят Тарановского района Болат ЖАМАНГУЗОВ самостоятельно задержал преступника. Об отважном поступке акиматовца, который предотвратил кражу металлических конструкций для элементов уличного декора, сообщили информагентства страны. Сейчас Жамангузова настигает новая волна известности - теперь уже как разоблачителя своего непосредственного шефа - акима сельского округа Азамата БЕРДАЛИНОВА.
Дело в том, что аким угодил в нехорошую историю: не сдержал себя в руках при разбирательствах с подчиненными. Уже не только по селу Аят, но и в разных мессенджерах и прочих средствах связи пошла гулять запись скандала между Бердалиновым и Жамангузовым. Плотность мата в этом десятиминутном файле столь высока, что привести точные цитаты нет никакой возможности. Нецензурные выражения звучат в речи акима Бердалинова буквально через каждые два слова. Возмущение чиновника, судя по всему, вызвано тем, что его подчиненные плохо работают, а сельский округ недостаточно чист.
Сомнений в том, что на записи звучит голос акима Бердалинова, нет. Он сам подтвердил это в телефонном разговоре с корреспондентом “Времени”, отметив, что этот файл уже “гуляет по селу и его все слышали”. Вот небольшой отрывок скандальной записи:
- Здес нах… когда будете убирать? - кричит чиновник, требуя от Жамангузова заставить рабочих убрать, покрасить, вырвать траву и т.п.
- Ты в кого людей хочешь превратить? - отвечает ему тот. - Они работают как могут, они что, роботы?
- Конечно, роботы! - парирует Бердалинов. - За 55 тыщ тенге в совхозе, бл.., на тракторе ездят, весь день пашут, нах…
- Таким макаром все уйдут.
- Пусть уйдут, нах.., других возьму, нах..! Х... уйдут!
- Такого не было никогда! - сокрушается Жамангузов, вероятно, имея в виду стиль и методы работы шефа.
- Потому что, бл.., надо работать, нах.., - объясняет Бердалинов. - Вы должны быть, бл.., прежде всего патриотами своего села, нах..! По сто лет, нах.., здесь живете и них… не хотите делать, нах..!
Из дальнейшего разговора становится ясно, что аким Бердалинов “температурит” не просто так: его в свою очередь кошмарит аким Тарановского района Куандык ИСПЕРГЕНОВ, которому не нравится видеть на улицах непорядок. Ну а кому нравится?
Непонятно только, отчего такой взрыв страстей случился из-за плевой, в общем-то, коммунальной проблемы.
- Я не отпираюсь, - заявил в разговоре со мной аким Бердалинов. - Да, сорвался. Но он же спровоцировал меня! Это случилось, когда мы вместе ехали в машине по улице Республики, которую уже месяц не могут привести в порядок. Ну вот я и завелся, не сдержался. Все же люди, все же понимают, что много проблем.
- Но вы же понимаете, что сами себя поставили в неудобное положение как госчиновник?
- Понимаю. Но и вы поймите: у меня сейчас в штате, в котором должно быть десять человек, работают всего три женщины и один Жамангузов! С осени прошлого года у меня нет заместителя! Всю работу мы тянем вот такими малыми силами. А Жамангузов просто не хочет работать.
- Почему бы его тогда просто не уволить?
- А он в предпенсионном возрасте, его не уволишь. Ну а мы на госслужбе - значит, днем и ночью работать должны.
- Но теперь-то может сложиться так, что с госслужбой вам придется распрощаться…
- Думаю, что к административной ответственности меня привлечь не смогут, потому что скандал случился не в общественном месте, - считает Бердалинов. - Мы ехали в машине, это был разговор двух мужиков. Я сам юрист, и уверен, что мелкое хулиганство здесь не пришьешь. Но даже если меня понизят в должности - бог с ним! Если дойдет до наказания и мне скажут, что я не соответствую занимаемой должности, - ну пусть… В июле ожидается повышение зарплаты у главных специалистов, пойду туда на такую же зарплату 106 тысяч тенге, какая у меня сейчас, и буду спокойно работать без всех этих акимовских проблем!
Болат Жамангузов тем временем занимается привлечением шефа к ответственности: он написал заявления в полицию и в ведомство по делам госслужбы. А еще лечится от последствий гипертонического криза, который его настиг после памятного разговора со своим начальником. Поэтому встретиться получилось лишь с сыном пострадавшего, для которого защита отца стала делом чести.
- Работа у отца тяжелая, а ведь ему 60 лет, нагрузки большие, - рассказывает Ерлан ЖАМАНГУЗОВ. - Но о своих проблемах с акимом он раньше подробно не рассказывал. Я знаю, что аким материл отца и рабочих, и отец защищал их. Там же нагрузки неслабые. И вот сразу после этого в больницу попал. Мы всей семьей возмущены. Кто за него еще заступится? Я знаю, что Бердалинов несдержанный человек, и когда несколько лет назад он работал в Асенкритовском сельском округе, у него случилась такая же история, как с моим отцом. Он тогда отделался штрафом, но карьеру продолжил.
Жамангузовы, возмущенные поведением акима, говорят, что намерены добиваться его строгого наказания. Бердалинов в свою очередь утверждает, что продолжит бороться с некомпетентностью и ленью подчиненных, а в том, что случилось между ним и Жамангузовым, “не раскаивается”.
Между тем компромат в Аяте множится. Сегодня жители активно пересылают друг другу видео, на котором запечатлены разнорабочие, убирающие мусор возле больницы. Люди говорят, что заниматься этим трудом должно некое частное предприятие, которое выиграло акиматовский тендер. Однако вместо частника, получающего деньги из бюджета, территорию очищают общественники, то есть люди, присланные на общественные работы с биржи труда…
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и с интернет-ресурсов, Костанай