13716

Мёртвые души. Том третий

В Костанае скандальчик, рассмотренный со всех сторон на заседании областного совета по этике, неожиданно обнажил куда более серьезную проблему, которую никто не заметил. Или сделал вид, что не заметил.

Мёртвые души. Том третий

В качестве провинившейся чиновницы на совет по этике была вызвана завканцелярией ювенального суда Гульнара АБДРАХИМОВА. Дело в том, что “на ее грубость и оскорбления” пожаловалась сотрудница РГУ “Администратор судов по Костанайской области” Ляззат КУРМАНГАЛЕЕВА, и служебная проверка подтвердила доводы этой жалобы. По материалам дисциплинарного дела, 14 марта Курмангалеева попыталась провести инвентаризацию в кабинете судьи специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Мыл­тыкбая КАЗТАЕВА и потребовала от завканцелярией Абдрахимовой открыть его кабинет. Абдрахимова пригласила Курмангалееву в помещение, связалась с судьей по телефону, но после краткого разговора велела ей выйти.

- Что, я собака, что ли?! - объ­ясняет суть своей обиды на завканцелярией Абдрахимову специалист Курмангалеева. - Вначале требует зайти, потом - выйти! Что это такое? Я была так оскорблена, что даже заплакала!..

Конечно, эмоциональная реакция на какие-то раздражители - дело сугубо личное. Кого-то прямым оскорблением не выведешь из себя, а кто-то может рыдать неделю из-за случайно брошенного на него косого взгляда.

В общем, вот так нелепый скандальчик в Костанайском ювенальном суде вылился две недели спустя в жалобу Курмангалеевой, по которой была назначена служебная проверка. Результатом ее стало заключение о нарушении г-жой Абдрахимовой Кодекса чести госслужащих и дисциплинарное дело, внесенное на рассмотрение совета по этике департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСиПК) по Костанайской области. Член совета руководитель облдепартамента Нацбюро по противодействию коррупции Владимир ПОТАНИН заявил об отсутствии сомнений в факте недостойного поведения г-жи Абдрахимовой, и коллеги его поддержали.

- Да, я требовательна и строга в работе, но я никого не оскорбляла! - заявила тогда Гульнара Нурситовна. - Запустить Курмангалееву в кабинет судьи в его отсутствие и без его разрешения для проведения инвентаризации я не могла. Считаю, что на самом деле меня хотят сместить с моего рабочего места из-за того, что я мешаю руководителям судебной системы держать в нашем штате... “мертвые души” и заниматься приписками!

Однако эффекта разорвавшейся бомбы от этого громкого заявления на заседании совета по этике не случилось. Лишь после того, как информация о мутных делах в судебной системе была повторена несколько раз, главный антикоррупционщик Костанайской области Владимир Потанин только и произнес: “Мне об этом ничего не известно”.

Что ж, прольем свет на эту историю. Как сообщила “Времени” Гульнара Абдрахимова уже после заседания совета, довольно долгое время ее заставляли табелировать двух человек, числившихся в ювенальном суде водителями:

- Я делала это по прямому указанию председателя суда Карлыгаш ШАРМУХАМЕТОВОЙ и под контролем сотрудников “Администратора судов”. Я была вынуждена выполнять техническую сторону вопроса, а основная подпись в табелях рабочего времени проставлялась председателем суда, которая сама скрепляла эти документы находящейся у нее печатью. Когда я стала говорить о том, что с этим нужно кончать, а происходящее незаконно, от “мертвых душ” решили избавиться…

В мобильном телефоне Абдрахимовой сохранилась переписка с сотрудниками РГУ “Администратора судов” на эту тему. Вот цитаты (приводим их без грамматических правок):

“АДМИНСУДОВ Светлана (отдел кадров): Гульнара Нурситовна у вас водитель Бурбаев увольняется согласуйте его заявление пожалуйста и 15 апреля 2019 года уже его не табелируйте”.

“АДМИНСУДОВ Асель: Бурбаев уволился с 15 апреля, а почему его нет в табеле?”

“ЗАВКАНЦ СМС-ДН Ювенальный: такой человек у нас не работал, почему должна его табелировать - это фальсификация. У нас числится один водитель ТАУЫКБАЕВ, а Бурбаева я не видела, и поэтому табелировать “мертвые души” не могу”.

Прямо во время заседания этического совета взявший слово в поддержку Абдрахимовой судья Мылтыкбай Казтаев (на снимке) сообщил о “кухне” фальсификаций внутри костанайской судебной системы. И как г-н Потанин ни сопротивлялся и ни перебивал, судье Казтаеву все же удалось произнести свою пламенную речь до конца:

- У меня, как у судьи, сложилось мнение, что целью служебной проверки было избавиться от Абдрахимовой из-за ее отказа табелировать водителя, числящегося в нашем суде, а также визировать его заявление об увольнении. Такой водитель в нашем суде не работал и не работает. Как выяснилось, он работал на машине “тойота камри”, состоящей на балансе ГУ “Отдел образования акимата Костанайского района” и переданной по договору с отделом экономики и финансов Костанайского райакимата “Администратору судов” в безвозмездное пользование. Это грубое нарушение постановления правительства РК от 27 мая 1999 года, а также пунктов Бюджетного кодекса, что зафиксировано в аудиторском отчете Костанайской областной ревизионной комиссии!

Зубодробительную информацию судьи Казтаева пыталась чем-то дополнить участвовавшая в заседании совета по этике судья в отставке Рахима АБЕНОВА, но ей просто не дали слово, ссылаясь на регламент заседания.

Не сумела пробиться к ушам и душам членов этического совета и главный специалист, секретарь ювенального суда Кульдарай АШАБАЕВА (на снимке), чьи свидетельства могли бы пролить свет на подноготную скандала.

- В тот день, когда случился конфликт между завканцелярией Абдрахимовой и главным специалистом суда Курмангалеевой, я стала свидетелем безобразной сцены в коридоре, - поведала Ашабаева. - Я услышала женский плач, а когда подошла к группе людей, находившихся в коридоре у канцелярии, увидела, как Гульнара Нурситовна пытается успокоить рыдающую девушку. И та вдруг с силой ее отталкивает, да так, что у Абдрахимовой из рук вылетает мобильный телефон и падает прямо у моих ног, разлетевшись на куски! Я была шокирована этой истерикой и до сих пор не понимаю, почему справедливая оценка такому поведению Курмангалеевой никем не дана…

По словам Кульдарай Ашабаевой, ее показания не хотят брать в расчет ни проверяющие, ни совет по этике прежде всего потому, что они разбивают архитектуру обвинений, предъявленных Гульнаре Абдрахимовой ее начальством. О том же, что фигура завканцелярией никому там неугодна и неудобна, лучше всего говорит приказ “Администратора судов по Костанайской области” об увольнении Абдрахимовой с поста завканцелярией и перевод ее на нижестоящую должность. Его составили лишь сутки спустя (потрясающая скорость!) после решения этического совета о наказании Абдрахимовой за совершенный ею дисциплинарный проступок.

Вы спросите: “А что же с “мерт­выми душами”? Как наказали виновных?” Да кому они нужны!

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть